Нормативная, дескриптивная, предикативная модель
Остановимся подробнее на нормативной модели.
НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ [normative model] - модель, предназначенная для нахождения желательного состояния объекта (напр., оптимального). Поскольку желательное состояние должно быть реальным и исходить из возможностей развития системы, Н. м. должны сочетаться с дескриптивными (описательными) моделями.
Нормативные модели основаны на поиске наилучшего, оптимального уровня финансово-хозяйственного состояния предприятия.
К этим моделям относятся, например, модели оценки эффективности материальных затрат, которые построены на сравнении результатов финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от вариантов вложения средств.
Многие специалисты используют понятие полезность, чтобы охватить идеи счастья, удовольствия и удовлетворения, которые появляются при достижении одной или нескольких персональных целей.
Теорию ожидаемой полезности, о которой говорилось выше, можно представить формулой (1.1.)
(1.1.)
где p(i) - вероятность i-го исхода, u(i) - полезность i-го исхода, I -сумма произведений [p(i)u(i)], EU - ожидаемая полезность
Рассмотрим пример из работы Галотти о проблеме выбора специальности абитуриентом.
Для принятия решения ему предлагается составить таблицу с указанием возможных специальностей, оценив (основываясь на собственном мнении) вероятность успеха в каждой и полезность для каждого успеха или поражения.
Приведем часть таблицы и поясним некоторые вычисления (табл.1.2.)
Таблица 1.2. Теория ожидаемой полезности
Специальность |
Вероятность успеха |
Полезность | ||
Для успеха |
Для неуспеха |
Ожидаемая полезность | ||
Искусство |
.75 |
10 |
0 |
7.50 |
Биология |
.30 |
25 |
5 |
11.00 |
Химия |
.45 |
30 |
4 |
15.70 |
Математика |
.05 |
10 |
5 |
5.25 |
Психология |
.60 |
35 |
-20 |
13.00 |
Социология |
.80 |
5 |
-25 |
-1.00 |
Например, абитуриент может оценить свой шанс на успех в социологии как очень хороший и в математике - как весьма слабый.
Для оценивания полезностей успеха или неуспеха нужно выбрать один исход и принять его значение равным нулю, например полезность для неуспеха в искусстве. Затем можно определить другие полезности, используя данную в качестве точки отсчета.
Для некоторых дисциплин (напр., биология, математика) полезность даже для неуспеха положительна, а для других - отрицательна, т.е. оценивается очень негативно (например, психология, социология).
Не важно, значение какого исхода было выбрано в качестве нулевого, поскольку окончательное решение зависит от различий между ожидаемыми полезностями, а не от абсолютных значений полезностей.