Принципы управленческой деятельности
Реализация управления осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами управления, которыми руководствуются управляющие органы. Эти принципы отражают действие объективных законов и практику управления, а также определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Французский исследователь А. Файоль был одним из первых, кто сформулировал важнейшие принципы управления. В своей книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 году, он описал следующие четырнадцать принципов:
1. Разделение работы: специализация позволяет индивидууму быть более квалифицированным и поэтому более продуктивным.
2. Власть: право отдавать распоряжения и одновременно необходимость принятия на себя ответственности, равнозначной данному праву.
. Дисциплина: является двусторонней; сотрудники должны следовать только тем распоряжениям менеджера, при которых обеспечивается хорошее руководство.
. Единство команд: каждый работник должен подчиняться лишь одному руководителю, чтобы не допускать конфликта распоряжений. Этот принцип нашёл много приверженцев среди менеджеров.
. Единство направления действий: люди, занятые в одних и тех же сферах деятельности, должны обладать одинаковыми целями при выполнении единого плана.
. Подчинение индивидуальных интересов общим интересам: управление должно видеть, что цели фирмы всегда первостепенны.
. Вознаграждение: зарплата представляет собой важный стимул, хотя, анализируя ряд систем стимулирования, А. Файоль отметил, что свободной от недостатков системы стимулирования не существует.
. Централизация или децентрализация: ответ зависит от условий бизнеса и квалификации занятого персонала.
. Скалярная цепочка: иерархия необходима для единства направления действия, но горизонтальные связи также являются очень важными, и высшее руководство знает, что такие коммуникации имеют место.
10. Порядок: как материальный порядок, так и социальный порядок совершенно необходимы. Первый из них минимизирует потери рабочего времени и обеспечивает рациональное использование материалов, второй достигается посредством организации дела и отбора персонала.
. Справедливость: при осуществлении деятельности необходимо «соединение доброты и справедливости» в обращении с сотрудниками.
12. Стабильность пребывания в должности: это в значительной мере зависит от времени и расходов, затрачиваемых на обучение менеджменту.
А. Файоль полагает, что успешный бизнес склонен иметь более стабильные управленческие кадры.
13. Инициатива: предоставление возможности персоналу демонстрировать свою активность (инициативу) является источником силы организации, даже если это может повлечь за собой возникновение «жертв тщеславия» среди части управляющих.
14. Дух корпорации: менеджер должен воспитывать высокий дух нравственности у своих сотрудников, и, цитируя А. Файоля, «необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и поощрять каждого по его заслугам без пробуждения зависти и нарушений гармонии отношений».
К этим принципам можно добавить принципы, возникшие в процессе эволюции теории и практики управления:
1. принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;