Описание бизнес-процессов предприятия
Дерево бизнес-процессов является систематизированным отражением модели предприятия в рамках процессного управления. Древовидная структура процессов является простой моделью совокупности процессов предприятия, хотя на самом деле модель предприятия имеет более сложную структуру и обладает более сложными и не всегда однозначными связями. Дерево бизнес-процессов пересекается с системой стратегического управления предприятием, а именно, с деревом целей. Дерево целей разворачивается от миссии через стратегические цели к оперативным целям предприятия, оперативные цели в свою очередь реализуются с помощью бизнес-процессов.
Как правило, при выделении бизнес-процессов разрабатывается дерево бизнес-процессов, в котором процессы классифицируются на:
основные (услуги), представляющий ценность для клиента; формируют такой результат, такие потребительские качества, за которые клиент готов платить деньги; сфокусированы на получении прибыли),
обеспечивающие (направлены на предоставление необходимых внутренних продуктов, внутренних услуг для направлений бизнеса; обеспечивают функционирование инфраструктуры компании)
управленческие и процессы развития (нацелены на получение прибыли в долгосрочной перспективе (не создают «прибыль сегодня»); обеспечивают не организацию текущей деятельности, а развитие или совершенствование деятельности компании в перспективе; нацелены на управление всеми тремя группами БП)
Основной задачей данной классификации является облегчение работы по выделению процессов, снижение вероятности пропуска важных процессов, а также наглядное представление выделенных бизнес-процессов, разбитых на небольшие группы.
Основные параметры бизнес-процессов предприятия представлены в следующей таблице:
Наименование бизнес-процесса |
Владелец |
Исполнители |
Цель процесса |
Показатели из стратегической карты |
Другие показатели для управления процессом |
Закупка сырья и материалов |
Начальник коммерческого отдела |
Коммерческий отдел |
Заготовка сырья для производства битума |
% нарушения сроков доставки Количество поставщиков | |
Производство продукции |
Главный технолог |
Производственный участок |
Изготовление битума |
Издержки на производство (в % от общих издержек) | |
Сбыт продукции |
Начальник коммерческого отдела |
Коммерческий отдел |
Продажа и получение прибыли |
Прибыль | |
Погрузка/отгрузка |
Начальник участка погрузки/отгрузки |
участка погрузки/отгрузки |
Перекачка сырья в резервуары, отгрузка готовой продукции |
% нарушения сроков доставки |
Время, затрачиваемое на погрузку и отгрузку |
Контроль качества |
Начальник лаборатории |
Лаборанты |
Контроль качества, соответствие ГОСТ |
Соответствие ГОСТу | |
Обеспечение безопасности |
Начальник отдела охраны труда |
Отдел труда |
Соблюдение правил безопасности и охраны труда |
Количество несчастных случаев | |
Ремонт и обслуживание оборудования |
Начальник ремонтно-механического участка |
ремонтно-механический участок |
Обеспечение бесперебойной работы оборудования |
Время простоя | |
Административно-хозяйственное обеспечение |
Начальник ремонтно-механического участка |
ремонтно-механический участок |
обеспечение бесперебойной и комфортной работы всех служб |
Количество положительных отзывов % недовольных клиентов | |
Разработка новых видов продукции |
Начальник лаборатории |
Лаборанты |
Поиск и разработка новых видов продукции |
Затраты на внедрение новой технологии Затраты на разработку | |
Управление финансами |
Главный бухгалтер |
Бухгалтерия |
Бухгалтерский учет и предоставление отчетности |
Учет всех затрат | |
Общее управление |
Управляющий филиалом |
Управляющифилиалом и заместитель управляющ.о |
Координация деятельности, принятие решений |
Экономические показатели эффективности деятельности | |
Управление маркетингом |
Заместитель управляющего |
Начальник коммерческ. отдела |
Изучение рынка |
Количество поставщиков и привлеченных клиентов |