Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия розничной торговли
Конкурентоспособность предприятия может достигаться при выборе соответствующей конкурентной стратегии.
Стратегия (от греч. «стратогос» - войско, «эгос» - веду) - это абстрактно-нормативное представление о способе достижения перспективной цели организации (в рамках ее миссии), учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее основные этапы пути прихода к цели.
Успешная стратегия - это:
- знание направления движения компании
- понимание пути, который ведет в желаемое будущее.
Процесс разработки стратегии предприятия с целью достижения конкурентоспособности включает:
) определение конкурентоспособного стратегического положения предприятия на рынке
) оценку взаимодействия внутренних и внешних факторов;
) определение стратегических альтернатив поведения предприятия на рынке и его развития;
) выработку конкурентоспособной стратегии, отвечающей сложившейся ситуации и целям предприятия.
Интенсивность конкуренции в розничной торговле постоянно повышается - появляются новые формы торговли и новые технологии, изменяются потребности покупателей, что обуславливает повышение значения стратегического планирования. Стратегия указывает фирме общее направление, следуя которому она эффективно взаимодействует с миром розничной торговли, его средой и покупателями.
Сущность формулирования конкурентной стратегии состоит в сопоставлении компании и ее окружения [34,c.97]. На рисунке 4 представлены 5 сил конкуренции, оказывающих влияние на предприятие (модель Портера):
Рис.3 - Модель Портера
Пять конкурентных сил - угроза вхождения на рынок новых участников, угроза появления субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков и соперничество между действующими конкурентами - отражают тот факт, что конкуренция в отрасли выходит далеко за рамки действующих игроков. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники - все это «конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество.
Все пять конкурентных сил совместно определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии [14,c.102].
Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли необходимо выделить следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода:
. Абсолютное лидерство в издержках (стремление иметь самые низкие в отрасли издержки, т.е. стратегия руководящей роли в области издержек);
. Дифференциация (поиск путей дифференциации реализуемой продукции от продукции конкурентов);
. Фокусирование (фокусирование на узкой части, а не на всём рынке; стратегия фокуса, или ниши).
Наглядно конкурентные стратегии можно представить на рисунке 5.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ |
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО | |||
Уникальность продукта, воспринимаемая потребителем |
Позиция низкого уровня издержек | |||
В рамках всей отрасли |
Дифференциация |
Абсолютное лидерство в издержках | ||
В рамках отдельного сегмента |
ФОКУСИРОВАНИЕ | |||
Рис.4 - Три базовых варианта стратегии
Три базовых варианта стратегии различаются не только функциональными характеристиками, но и другими параметрами. Чтобы успешно их осуществлять, требуются различные ресурсы и квалификация. Кроме того, для базовых вариантов стратегий необходимы различные организационные условия, процедуры контроля и системы стимулов [28,c.156].
Важнейшая составная часть потребительского рынка - розничная торговля традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля) и занимает одно из ведущих мест в экономике страны, что определяет важность, которую она играет в народнохозяйственном комплексе страны, став во многих городах и регионах структурообразующей отраслью хозяйства.