Характеристика мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия
Проведение оценки конкурентоспособности с применением маркетингового подхода к оценке конкурентоспособности торгового предприятия и анализа внутренней и внешней среды.
Основным достоинством данного метода является определение требований и ожиданий потребителей к магазину и возможность на их основе разработать направления улучшения деятельности предприятия.
Сначала необходимо определить те характеристики, которые могут помочь торговцу определить конкурентоспособность уже существующего магазина. К таким характеристикам относятся:
) ассортимент товаров, рассматриваемый с точки зрения его ширины (разнообразия товарных групп) и глубины (количества моделей одного товарного ряда);
2) комплекс услуг, в том числе: помощь при выборе товара, разного рода дополнительные услуги;
) уровень цен и динамика их изменения в соответствии с изменением различных факторов внешней среды (цены конкурентов, сезонность и т.д.);
) место расположения магазина, его доступность, от которых зависит время похода за покупками;
) время работы магазина и время пребывания в нем, зависящее от легкости обнаружения нужных товаров, длины очереди в кассы;
) уровень обслуживания (квалификация персонала);
) атмосфера магазина, которая зависит от того, как оформлен интерьер, от уровня гигиены, расстановки товаров, освещения, музыкального фона и т.д.
Перечисленные характеристики служат потребителям в качестве критериев при сравнении магазинов.
Данная методика оценки конкурентоспособности магазина включает следующие три этапа:
. Анкетный опрос покупателей на выходе из магазина. На исследуемом предприятии он производился с помощью анкеты, приведенной в Приложении А. Всего было заполнено 65 анкет.
. Определение степени удовлетворенности покупателей на основе обработки анкет оценки магазина.
. Выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности магазина.
Результаты обработки полученных анкет сведем в таблицу 3.1 в порядке убывания значимости критерия.
Таблица 3.1
Анализ анкетного опроса
№ п/п |
Название критерия |
Важность критерия для покупателя |
Оценка степени удовлетворенности по пятибалльной шкале |
5 |
Атмосфера магазина |
96 |
2,3 |
3 |
Уровень цен |
92 |
3,0 |
1 |
Ассортимент |
86 |
4,3 |
4 |
Длина очередей |
82 |
3,2 |
6 |
Удобство расположения товаров |
75 |
4,1 |
7 |
Уровень обслуживания и квалификации персонала |
67 |
3,5 |
2 |
Время работы |
54 |
4,6 |