Типы стратегии развития бизнеса
Выделяют четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:
Стратегия ликвидации - предельный случай стратегии сокращения. Она осуществляется, когда фирма не может вести дальнейший бизнес.
Стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая». Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупку сырья, материалов, комплектующих, а также рабочей силы. Она обеспечивает максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия «сбора урожая» рассчитана при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться получения максимального совокупного дохода.
Стратегия сокращения - фирма закрывает или продает одно из своих подразделений (или бизнесов), чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо же для начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов.
Стратегия сокращения расходов. Основная идея - поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями: она больше ориентирована на устранение относительно небольших источников затрат; ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер и связана со снижением величины производственных затрат, повышением производительности труда, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.
В практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может производиться фирмой и определенная последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию[7, с. 4].
Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п.
Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.
Приемлемость риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям:
. реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии;
. к каким негативным последствиям может привести провал стратегии;
. оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.
В таблице приведены виды стратегических действий, которые соответствуют каждому из четырех уровней разработки стратегии.
Таблица 1 - Четыре уровня стратегии
Уровень стратегии |
Ответственные лица |
Мероприятия, характерные для каждого уровня | |
Корпоративная стратегия |
Управляющие высшего ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом директоров) |
- Создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности, не соответствующей управленческим планам) - Достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество - Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности | |
Деловая стратегия |
Генеральные директора/руководители подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством или советом директоров) |
- Разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ. - Формирование механизма реагирования на внешние изменения » - Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений » - Усилия по решению специфических вопросов и проблем компании | |
Функциональная стратегия |
Руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделения) |
- Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделения - Обзор, пересмотр и объединение предложений менеджеров на местах | |
Операционная стратегия |
Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб и других отделов) |
- Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения | |