История формирования представлений об идеальном управленце
Еще в древности, когда слово управление в больше степени относилось не к менеджерам, а к государям, можно было наблюдать что есть те у кого управлять получается хорошо, а есть те у которых это получается плохо. И уже в том времени ставился вопрос, каким же должен быть идеальный менеджер? Ответ на этот вопрос давали многие мыслители древности, а так же многие ученые современности, и у каждого из них свой взгляд. Так в артхашастре было написано, что и как должен делать царь, для того чтобы быть хорошим управленцем. Юлий Цезарь является неоспоримым примером идеального управленца, его идеи и действия, а так же способности, служили примером для многих управленцев будущих поколений он один из первых начал очень близко общаться с подданными, что привело к пониманию между ними и преданности их ему.
Огромный вклад в теорию управления и в формирование представлений об идеальном управленце внес итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). В своем трактате государь он выделил те качества личности, сформировав которые можно стать очень успешным управленцем. Так он говорил «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». Так же он писал о том, что государь должен уметь манипулировать человеком, должен поощрять единовременно, а наказание должно быть растянуто. Он говорил, что государь должен уделять большое значение военному делу, как в действиях, так и в мыслях. Если переосмыслить его идею на современный лад, это значит, что управленец должен быть конкурентоспособен, уделять внимание конкурентам и конкуренции. Он говорит о том что управленец должен уметь обходиться без тех недостатков, которые могут лишить его власти, «от остальных же - воздерживаться по мере сил, но не более.» По его мнению, управленец должен быть щедр к благам, которые достались ему легко и по сути не являются плодами его заслуг, и бережлив к тому что является его собственным. Макиавелли считал, что управленец должен следить за своим языком и не говорить о том, что не в силах сделать. А следующие его слова должен запомнить для себя каждый управленец:
«Немалую важность имеет для государя выбор советников, а каковы они будут, хороши или плохи, зависит от благоразумия государей. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников» [1. с 70]
Его идеи очень практичны, их следует принимать каждому управленцу.
В дальнейшем данное направление управленческой мысли начало складываться лишь на практике, на фабриках, мануфактурах. Эффективность производства зависела не только от самих рабочих и от оборудования, а так же от управляющего состава. Производительность на фабриках, мануфактурах, в сельском хозяйстве повышалась только в тех местах где им хорошо управляли. Это была заслуга тех людей, которые на практике синтезировали знания о управлении и придавали ему новую форму. В 18 веке представление о портрете идеального менеджера начало формироваться в школах менеджмента.
Школа научного управления
Представители данной школы характеризовали идеального менеджера, как - оптимистичного, умного, уверенного, энергичного, решительного, честного, воспитанного, рассудительного человека.[2. c 32] Главная идея Школы состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. В связи с этим Тейлор говорил, что менеджер должен четко подходить к решению поставленных задач, нормировать свой рабочий график, стараться упрощать процессы управления. Менеджер должен четко структурировать процессы производства и следить за их выполнением. В коллективе же он должен выступать как лидер, решая все разногласия и конфликты в пользу обоих сторон, находить выходы из любой сложившейся ситуации. Он должен тщательно подходить к набору персонала, быть способным видеть характер человека. [3. c 18] Для подбора работников и персонала использовать научные методы, такие как психологические тесты или графологический анализ. В разговоре он должен уметь высказываться кратко и предельно ясно, не должно быть просторечивых и пустых слов. Под данный портрет подходили такие управленцы как: Гилберты, Форд и Гант.