Сравнительный анализ различных подходов к рассмотрению делегирования полномочий в управлении
В данной курсовой мы рассмотрели сущность и содержание принципа делегирования полномочий. Изучая данную проблему, мы ознакомились с работами многих авторов.
Приступая к анализу их подходов к рассмотрению данной проблемы, мы в первую очередь должны отметить: как каждый из них подошёл к расшифровке понятия принципа делегирования?
В. И. Кнорринг отмечает его, как процесс передачи власти руководителем подчинённым, который помогает ему освободить массу ценного времени для поднятия своей собственной квалификации и квалификации своих подчинённых.
Н.Н. Вересов считает, что делегирование - принцип организации работы, который является неизбежным для всех руководителей, стремящихся удержать контроль над всей работой в своих руках.
К. Кинан определяет принцип делегирования как неотъемлемую часть управленческой деятельности, подчёркивая при этом, что руководитель не в состоянии выполнить всю работу сам.
М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури при обозначении данного термина как передачи задач и полномочий, указывают, что лицо, которому делегируются задачи и полномочия, несёт ответственность за их выполнение.
А.В. Карпов определяет принцип делегирования полномочий как сердцевину всей управленческой деятельности, позволяющую решить основную задачу менеджмента - добиться выполнения работы другими лицами.
Каждый автор вносит свою особенность в обозначении данного понятия, но несомненная схожесть их мнений в том, что принцип делегирования заключается в передаче руководителем подчинённому части своих полномочий.
Далее нас интересует, с помощью каких аспектов авторы раскрывают сущность и содержание принципа делегирования полномочий в своих работах.
В.И. Кнорринг выделяет иерархическую пирамиду подчинённости работников руководителям; отмечает положительность делегирования в повышении профессионализма сотрудников; рассуждает об организации контроля деятельности; перечисляет факторы эффективного делегирования; раскрывает нежелание руководителей делегировать полномочия в ряде причин.
Н.Н. Вересов перечисляет причины необходимости принципа делегирования; отмечает психологические стереотипы, которые являются побудительной причиной руководителей для отказа от делегирования; приводит примеры задач, которые необходимо делегировать и которые нельзя делегировать ни в коем случае; раскрывает правила делегирования; выделяет двадцать критериев успешного делегирования полномочий.
К. Кинан выделяет причины и последствия неприятия принципа делегирования; перечисляет действия руководителя, способствующие успешному делегированию полномочий; отмечает основные преимущества делегирования.
М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури выделяют роль принципа делегирования полномочий; дают определение ответственности; раскрывают термин полномочий; перечисляют два концепции процесса, посредством которого передаются полномочия; определяют границы пределов полномочий; определяют проблему препятствий, вставших на пути делегирования, и пути её разрешения; перечисляют методы создания действенного делегирования.
А.В. Карпов даёт определение полномочий; перечисляет два основных положения делегирования; определяет организационные принципы делегирования; выделяет психологические трудности принятия принципа делегирования; выделил явление «гиперделегирования»; отмечает качества руководителя и правила его поведения, способствующие эффективному делегированию полномочий.