Полномочия и их виды
Квалифицированно подойти к вопросу о передачи ответственности и полномочий позволят разработанные специалистами в области организационных отношений М. Вудкоком и Д. Френсисом следующие практические рекомендации.
Таблица 1.1 "Рекомендации по передаче ответственности и полномочий"
Факторы (условия) |
Содержание |
Оценка рисков |
Риск, сопутствующий передаче ответственности и полномочий, должен быть оценен и минимизирован. |
Использование способностей |
Передавая полномочия другому человеку, необходимо учитывать его возможности и желание. |
Дозирование передачи полномочий |
Возлагаемая ответственность должна быть по силам работнику. Завышенные требования увеличивают вероятность неудачи, а заниженные деморализуют и снижают производительность. |
Ясность целей |
Делегирование полномочий требует ясного представления о конечных целях, которым подчинена деятельность, и определения критериев успеха. |
Обеспечение реализации |
Ясные критерии мониторинга за реализацией поставленных задач позволяют снизить риск и обеспечить возможность промежуточных консультаций. Текущие консультации дают возможность руководителю расширять делегирование полномочий, а сотрудникам повышать свой профессиональный рост. |
Разумное расширение сферы передачи полномочий |
Новые возможности делегирования полномочий должны использоваться руководителем, но слишком большая увлеченность этим процессом сформирует ситуацию пренебрежения ролью управленца. К требованиям разумности относится и контроль над сохранением границ собственных полномочий. Нельзя делегировать то, чем ты не распоряжаешься. |
Главной проблемой процесса наделением полномочиями заключается в оценке качеств кандидата. В различных источниках приводится разнообразные подходы и описания технологии диагностики кандидата, и, проанализировав эти источники можно следующим образом структурно представив себе перечень критериев, которые помогут охарактеризовать потенциал будущего исполнителя:
1) принцип диапазона контроля;
2) принцип фиксированной ответственности;
3) принцип соответствия прав и обязанностей;
) принцип передачи ответственности за работу на возможно более низкий уровень управления;
5) принцип отчетности по отклонениям.
С понятием делегирования полномочий неразрывно связаны и такие понятия, как "централизация - децентрализация".
Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий - сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель. От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация - разделение задач по определенным признакам.
При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений, которые принимаются непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер. Централизация характеризуется отсутствием передачи полномочий и известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности в принятии решений. Излишняя централизация ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.
Факторы, определяющие степень децентрализации управления включает в себя следующее:
1) восприимчивость к новым идеям;
2) готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;
) готовность доверять низшему звену управления;
) стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).