Анализ производственной системы и системы управления туристического агентства «Антарес»
Для прочих работников это оклад, величина которого определяется согласно штатного расписания.
Независимо от этого существует система надбавок за сверхурочную работу, работу в праздничные дни и выходные.
Также существуют премиальные вознаграждения за успешно выполненную работу - выполнение плана, проведение ревизии и пр.
Кроме материального стимулирования деятельности персонала, изложенного в предыдущем параграфе, существуют нематериальные способы.
Во-первых, это полный соц. пакет, официальное трудоустройство со всеми вытекающими следствиями: перечисления в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и пр.
Также это предоставление отпусков, декретных отпусков, оплата больничных листов и пр.
Само это уже заставляет сотрудников организации держаться за свое место и работать лучше.
Кроме того, сотрудники организации полностью вливаются в ее жизнь, их общение друг с другом не заканчивается с уходом с работы, они совместно отмечают дни рождения и праздники, проводят корпоративные вечеринки, посещают культурно-развлекательные мероприятия и пр.
Кроме того, руководство организации постоянно повышает уровень квалификации своих сотрудников, предоставляя возможность обучения на различных специализированных курсах, обеспечивая участие в семинарах и выставках.
Все это приводит не только к материальному, но и социальному благополучию сотрудников, что и складывает собой систему мотивации труда.
Стиль руководства и лидерство в организации
В результате проведенного в туристического агентство «Антарес» опроса сотрудников, 100% опрошенных заявили, что преобладающий стиль руководства директора туристического агентство «Антарес» - авторитарный.
Это выражается в то, что:
- приказы подчиненным отдаются в форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации.
- руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений,
- руководитель поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют права нарушить.
- наблюдается чрезмерная централизация полномочий,
- очевидно ограничение контактов с подчиненными,
- многие отмечали несамокритичность руководителя
Авторитарный стиль управления более всего характерен для харизматических творческих личностей. Руководитель данной организации относится именно к таким личностям.
Руководитель осведомлен о том, что использование авторитарного стиля руководства может породить многие проблемы в будущем: снижает эффективность, труда, производительную дисциплину, инициативу ухудшает социально-психологический климат, повышает текучесть, не формирует внутренней заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе. Но руководитель разработал систему мотивации персонала, компенсирующую его личные недостатки и недостатки как руководителя.
Подчиненные доверяют своему руководителю и признают, что построение сложного производственного процесса, налаживание связей с поставщиками и покупателями, построение деловых отношений в коллективе вряд ли было возможным без применения авторитарного стиля руководства.
Очевидно, что авторитарный стиль в чистом виде - явление крайне редкое. Чаще всего авторитарный стиль соседствует с проявлениями иных стилей руководства.
Рассмотрим характерное для руководителя поведение в следующей таблице, которая уже рассматривалась нами в данной работе. Характерные для руководителя черты будем выделять более жирным цветом. Данные действия позволят представить материал более наглядно.
Таблица 3. Характеристика стилей руководства
Объект сравнения |
Стили управления | ||
авторитарный |
демократический |
Либеральный | |
Способ принятия решений |
единоличный |
На основе консультаций с подчиненными |
На основе указаний сверху или мнения группы |
Способ доведения решений до исполнителя |
Приказ |
Предложение |
Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителей |
Отношение к инициативе подчиненных |
Допускается |
Поощряется и используется |
Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере |
- |
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам знает |
Постоянно учится и требует того же от других |
Безразличное |
Отношение к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию |
Положительное, идет на контакты |
Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательное |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Разумное |
Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию |
Наказание с редким поощрением |
Поощрение с редким наказанием |
Нет четкой ориентации |