Виды и формы дополнительного обучения сотрудников
Рассмотрим существующие в настоящее время виды дополнительного обучения. Для целей данной статьи под дополнительным обучением понимается не только дополнительное образование, но и иные виды освоения работниками новых знаний, умений и т.д. Например, курсы целевого назначения сейчас являются видом профессионального обучения, но не относятся к дополнительному образованию.
Следует отметить, что законодательством в качестве дополнительного образования для взрослых названы повышение квалификации и переподготовка кадров (ч. 2 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 29.10.1991 N 1202-XII "Об образовании"). Получение дополнительного образования подтверждается соответствующим документом.
Повышение квалификации. Законодательством на нанимателя возложена обязанность обеспечить повышение квалификации работников (п. 11 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК); подп. 2.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины"). При этом случаи и порядок повышения квалификации предусматриваются:
законодательством;
или коллективным договором, соглашением;
или трудовым договором (ст. 220-1 ТК).
Повышение квалификации организуется для следующих категорий работников:
руководителей и специалистов - обеспечивает углубление профессиональных знаний и навыков работников на соответствующих уровнях полученного ранее основного образования, подтверждается свидетельством о повышении квалификации установленного образца. Повышение квалификации работников осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет (п. 7, 8 Положения о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2008 N 379 (далее - Положение N 379));
рабочих (служащих) - вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков и организуемый для получения более высоких тарифных разрядов (классов, категорий) (п. 30 Положения о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 N 599 (далее - Положение N 599)).
Переподготовка. Переподготовка осуществляется:
для рабочих (служащих) - это вид непрерывного профессионального обучения, направленный на приобретение новой профессии (должности) лицами, имеющими профессию рабочего (должность служащего) (п. 26 Положения N 599);
руководителей, специалистов - относится к дополнительному образованию, обеспечивает получение новой квалификации соответствующего профиля образования на уровнях высшего и среднего специального образования, подтверждается дипломом о переподготовке установленного образца (п. 14 Положения N 379).
Необходимо иметь в виду, что переподготовка не дает высшего или среднего специального образования по специальности переподготовки. Например, переподготовка по специальности юрист не дает лицу права претендовать на получение свидетельства об аттестации юриста, так как для этого необходимо обязательное наличие высшего юридического образования (абз. 3 п. 4 Инструкции о порядке выдачи свидетельств об аттестации юриста, о присвоении квалификации судебного эксперта, об аттестации риэлтера, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 06.01.2009 N 1).
С 01.09.2011 перечень видов дополнительного образования взрослых значительно расширится (ст. 242 Кодекса об образовании). Он также будет включать такие образовательные программы, как:
стажировки руководящих работников и специалистов;
специальная подготовка, необходимая для занятия отдельных должностей;
профессиональная подготовка рабочих (служащих);
обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы и иные виды обучающих курсов) и др.
Стажировка. Для рабочих (служащих) стажировка является составной частью повышения квалификации (п. 32 Положения N 599).
Для руководителей и специалистов основная цель стажировки заключается в освоении ими новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, иных достижений непосредственно в организации, где они появились или применяются. Стажировка может быть как самостоятельным видом обучения, так и частью учебного плана при повышении квалификации и переподготовке (п. 22, 24 Положения N 379). Конкретная продолжительность стажировки работников устанавливается организацией, направляющей работника, по согласованию с организацией, в которой проводится стажировка, исходя из ее целей и содержания.