Становление понятия "женское лидерство" в историческом аспекте
В числе замечательных женщин, чьи прекрасные образы и великие дела дошли из глубины веков до наших дней в летописях и легендах, достойное место занимает отважная воительница, защитница своего Отечества, Слуцкая княгиня Анастасия Олелькович (1475-1524).
В 1502 г. татары напали на Слуцкие земли. Первый их набег был отбит, но спустя год татары вернулись на белорусские земли. Запылали Несвиж, Клецк, Новогрудок. Трехтысячный отряд татар появился под Слуцком. Семен Олелькович, князь Слуцкий, был в отъезде. И тогда оборону возглавила княгиня Анастасия: надев воинские доспехи, она сама вывела Слуцкий полк против татар в поле и откинула врагов от стен своего города. А спустя короткое время родила дочь Александру.
Вскоре князь Слуцкий Семен Михайлович умер от болезни. И все дела, хозяйственные и ратные, легли на плечи вдовы, потому что сын, наследник Олельковичей, был мал. Не раз, одетая в доспехи, со стен осажденного Слуцка командовала она его обороной. Женщина-амазонка так и осталась адовой до конца своих дней. Женила сына, выдала замуж дочь, исполнив тем свой женский, материнский долг.
Барбара Радзивилл (1520 - 1551) - королева польская и княгиня литовская. Родилась и выросла в семье магната, представителя одного из самых могущественных родов Великого княжества Литовского, получила отличное образование, знала языки, историю, любила европейскую литературу, хорошо разбиралась в искусстве и была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Ее полюбил Великий князь Литовский Жигимонт Август. Полюбил искренне и самозабвенно и сделал ее, особу не королевских кровей, своей женой, а став королем, объявил великой княгиней и короновал. Коротким оказалось счастье Барбары, но долгой слава о ее красоте, очаровании, силе любви. Ее образ не единожды воссоздавали в своих творениях поэты, писатели, драматурги. Черной дамой Несвинской земли называли они ее.
Как правило, судьба каждой из женщин, оставивших свой след в истории - это свидетельство сознательного или подсознательного протеста против чужой воли (как правило, мужской - мужа, отца, брата), против стереотипов поведения (покорности, беспрекословности, полной зависимости и т.д.), навязываемых обществом, против законов, не защищающих ее права, а лишающих, и, конечно, против общества, создающего эти законы и стереотипы. Именно с именами этих великих женщин связано зарождения такого понятия, как "женское лидерство". И чем дальше двигалось человечество по пути эволюции с развитием производительных сил, науки, литературы, искусства, все чаще случались эти бунты, все больше женщин проявляли себя как личность, как лидер.
XX век кардинально изменил судьбу женщины. Еще в конце XIX века развитие капиталистических отношений, бурный рост промышленного производства потребовали дополнительной рабочей силы. В цеха заводов и фабрик пришли женщины, чьим уделом до сих пор была только забота о детях, муже. Фабричный труд тяжелым бременем лег на их плечи. Но участие в производственном процессе даже на самой неквалифицированной работе расширяло кругозор, увеличивало круг общения, повышало самосознание женщин, заставляло задуматься о своей роли и месте в обществе. Работницы взяли в руки буквари и книги, стали посещать различные образовательные курсы, революционные кружки. И когда XX век вывел на политическую арену пролетарские массы, в их рядах было немало женщин.