Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества: сущность и виды
Далее следует рассмотреть факторы оценки конкурентоспособности предприятия.
Методы, конкуренции:
) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
) на основе критерия повышения качества сервиса товара;
) на основе снижения цены (ценовая);
) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
) на основе использования всех (статичных и динамичных) конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная). Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
• местном (в группе, отделе, организации и т. п.);
• региональном (районе, городе, области и т. п.);
• национальном (в стране);
• межнациональном (в нескольких странах);
• глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
Рынок: 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и внешние рынки.
Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг, недвижимости и др. делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг, недвижимости и др.
Нами понятие "рынок" интерпретируется следующим образом.
Рынок - условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономико-правовыми принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия:
· все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны), и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;
· условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;
· прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).
Характеристика различных форм рынков приведена в табл. 3, в которой формы монополистической конкуренции, олигополии и монополии относятся к несовершенной конкуренции.
конкуренция информационный управление
Таблица 3. Характеристика различных форм рынков
Параметры (признаки рынка) |
Формы рынков | ||||||
совершенная, или чистая конкуренция |
монополистическая конкуренция |
олигополия |
монополия; | ||||
1. Количество производителей (продавцов) |
Много |
Много, но товар каждого из них имеет существенные отличия |
Мало (2-8) |
Один | |||
2. Количество покупателей |
Много |
То же |
Два и более |
Один или несколько | |||
3. Сила конкуренции |
Очень сильная |
Сильная |
Слабая |
Отсутствует | |||
4. Доли на рынке |
Малые |
Малые |
Большие |
Весь рынок | |||
5. Доступ к рынку |
Открыт |
Затруднен |
Затруднен |
Блокирован | |||
6. Объем продаж |
Определяется конкурентоспособностью и спросом на товар |
Определяется конкурентоспособностью и сговором участников |
Определяется конкурентоспособностью и сговором участников |
Определяется спросом | |||
7. Политика ценообразования |
На основе закона спроса и предложения |
На основе спроса и конкурентоспособности |
Определяется спросом и конкурентоспособностью |
Определяется производителем (продавцом) | |||
8. Роль качества в конкуренции |
Очень высокая |
Очень высокая |
Высокая |
Определяется ситуацией | |||
9. Роль рекламы в продвижении товара |
Высокая |
Высокая |
Очень высокая |
Определяется ситуацией | |||
10. Норма прибыли производителя (ориентировочно) |
Незначительная |
2-8% |
8-20% |
Более 20% | |||
11. Эффективность использования ресурсов |
Очень высокая |
Высокая |
Средняя |
Низкая | |||