Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества: сущность и виды

Далее следует рассмотреть факторы оценки конкурентоспособности предприятия.

Методы, конкуренции:

) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

) на основе снижения цены (ценовая);

) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

) на основе использования всех (статичных и динамичных) конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная). Конкуренция может происходить на следующих уровнях:

• местном (в группе, отделе, организации и т. п.);

• региональном (районе, городе, области и т. п.);

• национальном (в стране);

• межнациональном (в нескольких странах);

• глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

Рынок: 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и внешние рынки.

Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг, недвижимости и др. делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг, недвижимости и др.

Нами понятие "рынок" интерпретируется следующим образом.

Рынок - условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономико-правовыми принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия:

· все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны), и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;

· условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;

· прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).

Характеристика различных форм рынков приведена в табл. 3, в которой формы монополистической конкуренции, олигополии и монополии относятся к несовершенной конкуренции.

конкуренция информационный управление

Таблица 3. Характеристика различных форм рынков

Параметры (признаки рынка)

Формы рынков

совершенная, или чистая конкуренция

монополистическая конкуренция

олигополия

монополия;

1. Количество производителей (продавцов)

Много

Много, но товар каждого из них имеет существенные отличия

Мало (2-8)

Один

2. Количество покупателей

Много

То же

Два и более

Один или несколько

3. Сила конкуренции

Очень сильная

Сильная

Слабая

Отсутствует

4. Доли на рынке

Малые

Малые

Большие

Весь рынок

5. Доступ к рынку

Открыт

Затруднен

Затруднен

Блокирован

6. Объем продаж

Определяется конкурентоспособностью и спросом на товар

Определяется конкурентоспособностью и сговором участников

Определяется конкурентоспособностью и сговором участников

Определяется спросом

7. Политика ценообразования

На основе закона спроса и предложения

На основе спроса и конкурентоспособности

Определяется спросом и конкурентоспособностью

Определяется производителем (продавцом)

8. Роль качества в конкуренции

Очень высокая

Очень высокая

Высокая

Определяется ситуацией

9. Роль рекламы в продвижении товара

Высокая

Высокая

Очень высокая

Определяется ситуацией

10. Норма прибыли производителя (ориентировочно)

Незначительная

2-8%

8-20%

Более 20%

11. Эффективность использования ресурсов

Очень высокая

Высокая

Средняя

Низкая

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com