Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества: сущность и виды
Варианты изменения конкуренции между фирмами, как известно, следующие:
) конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;
) конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;
) конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;
) конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;
) конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;
) конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;
) конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;
) конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;
) ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
) размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
) темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
) мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
) цена;
) уровень стандартизации товаров - покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
) мобильные технологические модули;
) требования к размерам необходимых капитальных вложений - жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
) вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
) экономия на масштабе - увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
) быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.
Европейский форум по проблемам управления определил, что "конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов". Недостаток этого определения, на мой взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
В Кыргызстане проблемам повышения конкурентоспособности на высшем уровне управления стали уделять внимание только в 1999 г.
Нам важно осознать, что конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественных товаров может быть лишь краткосрочной. Поэтому поддержка производителей некачественных отечественных товаров отнюдь не повышает, а, наоборот, подрывает конкурентоспособность страны, позволяет оставаться на плаву неэффективным предприятиям и тем самым топит эффективные.
Нам необходимо создать разумную и гибкую систему регулирования доступа иностранных производителей на кыргызский рынок в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений. Сочетание свободной торговли и протекционизма - неотъемлемая черта внешнеэкономической политики развитых стран.