Маркетинг в ресторанном бизнесе
Наличие идеи и определенность с форматом подскажут дизайн интерьера, а также структуру и состав меню.
Завершает концепцию заведения стратегия внутреннего маркетинга - набор «фишек», которые будут использоваться при обслуживании посетителей. Это может быть, например, какой-нибудь обязательный элемент украшения блюд - скажем, каждое блюдо обязательно украшается фигуркой оригами.
В идеале после разработки концепции составляют перечень требований к помещению для размещения ресторана.
Продвижение
Одно дело - открыть ресторан, и совсем другое дело - сделать его рентабельным. И здесь без продвижения никак не обойтись.
Расставим акценты. Во-первых, наивно думать, что вновь открываемый ресторан настолько гениален, что он станет высокорентабельным и без должного продвижения. Во-вторых, пытаться рекламой (даже самой дорогой) привлечь клиентов в изначально непрофессионально сделанное и неконкурентоспособное заведение - это все равно, что пытаться надеть свитер через ноги - усилий будет приложено много, а результат все равно получится нулевой. В-третьих, чтобы определить, как рекламироваться, важно понять, что рекламировать, то есть определиться с позиционированием и концепцией маркетинга.
Однако важно понимать, что для различных концепций они дают различный эффект, и поэтому к разработке медиаплана конкретного заведения нужно подходить индивидуально. В целом данный перечень методов в себя включает:
. Наружная реклама - вывеска, стендеры, указатели, щиты, реклама на транспорте, информационные таблички и т.д. Для того, чтобы наружная реклама стала эффективным способом привлечения новых посетителей, нужно определить «источник» ваших клиентов и начинать размещение рекламы оттуда.
. Интернет-реклама - как показывает статистика, целевая аудитория для ресторанного бизнеса - это, в основном, активные интернет-пользователи. Кроме того, одним из ключевых рекламных факторов для ресторанного бизнеса является «сарафанное радио».
. Реклама на радио - позволяет получить широкое информирование при относительно невысоком бюджете.
. Связи с общественностью (PR) - заказные и незаказные статьи, новости в печатных и интернет-СМИ, новостных лентах. Данные статьи формируют положительный (или отрицательный) образ вашего заведения, а также способствуют информированности о вашем заведении среди широкой аудитории читателей.
. POS-материалы - фирменные визитки, флаера, буклеты, спички, воздушные шарики, сахар, зажигалки, ручки, жевательные резинки и конфеты, фирменная одноразовая упаковка и этикетки для упаковки блюд, заказанных «на вынос», и прочие мелочи, информирующие и напоминающие о вашем заведении. Важный момент - необходимо раздавать POS-материалы не только внутри заведения, но и за его пределами: в офисных и торговых центрах, возле выходов метро, в транспортных пробках, на парковках и т.д.
. Внутренний маркетинг - внутренние акции и праздники, комплименты и подарки, программы лояльности и дисконтные программы, маркетинговые «фишки» - все то, что позволяет предвосхитить ожидания гостей, и как следствие снова прийти в ваш ресторан.
Важно понимать, что Гости любят некую динамику и элемент игры, а больше всего всякие бесплатные угощения.
. Социальный маркетинг - помощь детям, пенсионерам, ветеранам, совместные социальные акции с муниципалитетом, конкурсы, смотры, соревнования, меценатство и пр. формируют позитивный имидж вашего заведения. Важный момент - все программы социального маркетинга должны быть широко освещены в СМИ.
Вместо резюме
Ресторанный бизнес - в первую очередь клиентский бизнес, и без понимания своей целевой аудитории, без тщательных маркетинговых исследований, без последовательного и системного продвижения можно легко пополнить ряды экс-рестораторов. Необходимо, например, при анализе помещения под ресторан помимо своих исследований поручать альтернативное исследование сторонней организации, а потом сравнивать свои полученные результаты с результатами исследований стороннего консультанта. Именно так принимается верное решение.