История развития отечественных систем управления качеством продукции
Принципы, лежащие в основе системного подхода к процессу управления качеством, следующие:
использование прямой связи между технологией обеспечения качества и требованиями, предъявляемыми к качеству;
четкое регулирование процедур, посредством которых устанавливается связь между технологией обеспечения качества и требованиями, предъявляемыми к качеству;
учет и взаимосвязь влияния на качество различных факторов: человеческих, материальных, производственных, экономических, технологических и других;
возможность установления «обратной связи», которая позволяет оценивать эффективность функционирования систем качества;
осуществление постоянного контроля за функционированием системы качества;
определение оптимальной структуры используемой системы качества.
История развития отечественных систем качества свидетельствует о наличии именно такого системного подхода.
Комплексный системный подход к управлению качеством нашел свое применение в СССР. Управление качеством было широко внедрено в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс - авиации, радиотехнике, ракетной технике, машиностроении.
БИП - система бездефектного изготовления продукции. Впервые системный подход в обеспечении качества был использован на Саратовском авиационном заводе в 1955 г. при разработке системы бездефектного изготовления продукции [1].
В то время существовала система контроля, при которой работники заводов практически не несли ответственности за качество продукции. Ответственность за качество возлагалась на ОТК.
Система БИП представляла собой комплексную систему, которая включала ряд организационных, экономических, воспитательных мероприятий, способствующих созданию качественной продукции. В ее основе были заключены следующие принципы:
) 100%-й контроль качества изделий и соответствия их действующей документации до предъявления службе ОТК;
) полная персональная ответственность исполнителя за качество выпускаемой продукции (самоконтроль);
) сосредоточение внимание не только на факте выявления и регистрации брака, но и на мероприятиях, исключающих его появление;
) строгое соблюдение технологической дисциплины.
Уже в этой системе документировался порядок предъявления продукции ОТК, который утверждался директором предприятия. В соответствии с «Положением о системе БИП» работнику запрещалось предъявлять ОТК изделия с отклонениями от технической документации. Система способствовала развитию практики работы с личным клеймом. К такой работе допускались рабочие, которые не менее полугода выпускали только доброкачественную продукцию и сдавали ее ОТК с первого предъявления. Был введен показатель сдачи продукции ОТК с первого предъявления, по которому оценивалось качество труда исполнителя.
где - процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления; С - сумма всех предъявлений продукции рабочим в ОТК; О - сумма всех отклонений продукции ОТК после обнаружения первого дефекта.
Система БИП послужила началом нового подхода к управлению качеством на предприятиях. С начала 60-х годов подобные системы начали распространяться сначала по Европе, а потом и в США. Однако недостатки БИП заключались в том, что система не охватывала стадии разработки и проектирования продукции, реализации и эксплуатации. Она имела и ограниченную область применения.
Основная сущность системы БИП - строгое выполнение технологических операций.
СБТ - система бездефектного труда. Система бездефектного труда впервые была введена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры в 1961 г. В соответствии с ней был разработан показатель качества труда - коэффициент качества труда, который определял количественное выражение качества труда исполнителей.