Особенности управления качеством в Японии
. Стандартизация развивалась в направлении разработки стандартов на продукцию и сырье, технических и производственных норм, но оставалась формальным процессом. В Японии разрабатывались технические требования и стандарты, но редко ими пользовались. Многие считали, что стандартизация означает применение обязательных правил, ограничивающих свободу действий.
. Управление качеством оставалось движением среди инженеров и рабочих на предприятиях. Руководители высшего и среднего звеньев не проявляли к нему достаточного интереса. Существовало неправильное представление о том, что мероприятия по управлению качеством потребуют значительных капиталовложений. И все попытки членов группы по проведению исследований в области управления качеством убедить руководителей высшего звена принять участие в этом движении оказались безрезультатными.
Э.Деминг, учитывая сложившие обстоятельства, изложил идею преобразования разрушенной экономики Японии в последовательном выполнении 14 принципов:
) сделать постоянной целью улучшение качества продукции и услуг;
) принять новую философию;
) прекратить зависимость от инспекции;
) прекратить практику заключения контрактов на основе низких цен;
) постоянно улучшать систему;
) обучать на рабочем месте;
) учредить руководство;
) искоренить страх;
) устранить барьеры;
) избежать пустых лозунгов;
) исключить цифровые квоты для управления работой;
) дать возможность гордиться принадлежностью к компании;
) поощрять образование и самосовершенствование;
) вовлечь каждого в работу по преобразованию компании.
Практическая реализация этих принципов в промышленности и сфере услуг получила название «Всеобщего управления качеством (TQM). Главная заслуга в разработке этой системы принадлежит Японии.
Союзом ученых и инженеров в 1954 г. был приглашен еще один американский специалист по управлению качеством - Дж.Джуран. В отличии от Э.Деминга, который основной акцент делал на статистические методы, у Дж.Джурана наблюдалась тенденция к абсолютной ориентации на заказчика. Пригодность в использовании - пригодность продукции к употреблению. Это было для него наиболее важным требованием. Позже он вошел в историю как «Отец концепции непрерывного процесса улучшения и всеобъемлющего менеджмента качества (TQM)».
Дж.Джуран также прочитал цикл лекций для руководителей высшего звена управления крупных фирм, в которых разъяснил роль и значение высшего руководства по стимулированию деятельности, связанной с управлением качеством.
Авторитет специалистов с мировым именем способствовал в Японии активизации участия в решении вопросов по управлению качеством всего руководящего состава предприятий, и началу создания комплексной системы управления качеством.
После посещения Японии в 1955-1960 гг. Э.Демингом и Дж.Джураном по инициативе К.Исикавы зародилось движение «Управление качеством в рамках компании» [8].
Японский подход заключался в том, чтобы в изучении, развитии и реализации методов управления качеством на основе статистических методов участвовали все подразделения и все работники компаний. Руководство фирмы самым тщательным образом разрабатывало цели и задачи в области улучшения качества на основе изучения запросов потребителей, их мнения о выпускаемой продукции.
Концепции и методы управления качеством использовались для решения проблем производственного процесса, для входного контроля материалов, контроля проектирования новой продукции, аналитической работы, решения проблем сбыта, управления кадрами, трудовых отношений и других управленческих вопросов.
Под «качеством» К.Исикава понимал не только качество продукции, но и качество менеджмента сервисного обслуживания, самой фирмы и качества взаимоотношений между людьми. Он сделал вывод о том, что результаты деятельности по управлению качеством, охватывающей всю компанию, замечательны не только из-за обеспечения качества промышленной продукции, но также из-за их огромного вклада в бизнес компании в целом.
К.Исикава указывал, что в Японии в результате внедрения системы «управления качеством в рамках компании» наблюдались следующие последствия:
надежность товаров повышалась;
затраты снижались;
объем выпущенной продукции увеличивался;
появлялась возможность разработать рациональный производственный график;
отходы и переделки сокращались;
разрабатывались и улучшались технические методы;
сокращались расходы на проверки и испытания продукции;
совершенствовались контакты между продавцами и покупателями;
расширялся рынок продаж;
улучшались взаимоотношения между подразделениями компании;
сокращалось количество ошибочной и неверной информации;
более раскованно и демократично происходило обсуждение производственных вопросов;
совещания проводились более плавно;
более рационально производился ремонт и установка оборудования;
взаимоотношения между людьми становились более доброжелательными, достигалось большее взаимопонимание.