Особенности управления качеством в Японии
Японские методы управления качеством, не внося принципиально ничего нового, полностью базировались на теории комплексного управления качеством. В отличие от других стран, в Японии этот подход, основные положения теории управления качеством получили практическое распространение в масштабе страны.
Можно выделить основные черты японского подхода:
многолетнее, последовательное и целеустремленное решение проблем качества на основе всего передового и современного;
последовательная и настойчивая работа по налаживанию системы изучения запросов потребителей;
стремление к всеобщему участию;
понимание того, что даже отлично работающая система управления качеством со временем будет терять свою эффективность;
организация работ по обеспечению высокого качества непосредственно мастерами и бригадирами;
необходимость заострения особого внимания мобилизации физического и интеллектуального потенциала рабочих (кружки качества);
) широко развитая и постоянно действующая система пропаганды значения высокого качества продукции для обеспечения устойчивых темпов экономического роста;
государственное влияние на кардинальных направлениях улучшения качества продукции.
Особенности японской системы управления качеством были достаточно лаконично сформулированы на 7-ом симпозиуме по управлению качеством, который проходил в Японии в 1967 г. Они включали следующие положения:
. Управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении качеством
. Подготовка кадров и обучение методам управления качеством.
. Деятельность кружков качества.
. Инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством с помощью методов стимулирования (премия Деминга предприятию и проверка деятельности руководства).
. Использование статистических методов
. Общенациональные программы по контролю качества.