Кружки качества
Позже многие американские фирмы создавали так называемые «команды по совершенствованию» или рабочие группы для разработки систем управления качеством, которые можно назвать «приемниками» кружков качества. Их работа заключалась в разработке рекомендаций по совершенствованию процессов, повышению эффективности производства и, наконец, наиболее полному удовлетворению требований потребителя.
Для Украины в настоящее время одинаково интересен опыт работы кружков качества как положительный, так и отрицательный.
Это и понятно. До относительно недавнего времени многие «нововведения» в нашей централизованной экономике насаждались «сверху». И руководители в большинстве своем привыкли относиться к этому как бесполезному, но неизбежному. Это касалось и пятилеток качества, различных лозунгов, характерных для того времени, без энтузиазма и веры в их эффективность.
Так продолжалось до тех пор, пока страна не перешла на принципы рыночной экономики. А в итоге на подавляющем большинстве предприятий от движения по повышению качества продукции сохранились только стандарты предприятия да остатки (на бумаге) КС УКП.
Преимущества кружков качества
Членами кружка качества становятся только те работники, которые сами хотят заниматься этой деятельностью; в результате этого их не нужно дополнительно стимулировать.
Обучение расширяет кругозор отдельных членов кружка.
Работники фирмы рассматривают проблемы, в решении которых они лично заинтересованы.
Члены кружка качества заинтересованы в проведении своих решений в жизнь.
Программа деятельности кружка качества помогает преодолеть сопротивления реформам. Недостатки кружков качества
В решении проблем не участвует всё подразделение.
Работники подразделения, которые не являются членами кружка качества, могут с недоверием относиться к принятию его предложений.
Рис. 5.3. Преимущества и недостатки «кружков качества»
Сущность и преимущества коллективной формы управления
Рис. 5.4. Сущность и преимущества коллективной формы управления
В России эти проблемы вновь начали привлекать внимание. На многих предприятиях, по мнению специалистов, наметился серьезный конфликт между рабочими и руководством предприятий. Неумение руководителей решить эти сложности не позволяют реализовать такие подходы к управлению качеством, как кружки качества. Однако выход, по мнению российских аналитиков, есть.
Он заключается в привлечении к управлению качеством акционеров, работающих на предприятиях. Именно они могут составить ядро будущих групп качества. И уже не формальных, а продиктованных личной заинтересованностью в эффективном развитии производства.
Уже есть примеры таких явлений [5]. Российское ОАО «Промтрактор» по инициативе одного из акционеров, имеющего относительно весомый пакет акций, была создана группа из шести квалифицированных специалистов компании - инженеров, экономистов, менеджеров.
Цель и задачи группы были не только аналогичны целям и задачам кружков качества, но и в какой-то степени ушли дальше: предусматривался анализ финансовых потоков, дебиторской задолженности, разных видов затрат и расходов и т.д.
По мнению российских специалистов, создание и успешное функционирование подобных инициативных групп акционеров возможно в любой сфере деятельности - там, где форма собственности - акционерная.