Пути создания систем менеджмента качества

В настоящее время любое предприятие для успешного существования в условиях конкурентной борьбы заинтересовано в создании устойчивой эффективной системы управления предприятием. Одной из таких систем является система менеджмента качества. В соответствии с терминологией, используемой в международном стандарте ISO 9000:2000, понятие «система управления качеством» заменено на «система менеджмента качества» (СМК).

Создание систем менеджмента качества включает их разработку и внедрение в деятельность предприятия. Инициатором разработки систем качества может выступать как руководство предприятия, так и заказчик. Вся информация по созданию может быть получена на основании рекомендаций стандарта ISO 9000, который дает руководящие указания по применению стандартов серии 9000 и содержит основные концепции и подходы к организации работ по качеству.

Создание систем менеджмента качества на соответствие МС ISO 9000 может осуществляться двумя путями: 1) доработкой существующей на предприятии системы качества; 2) созданием совершенно новой СМК.

В соответствии с возможностями производственного процесса, рассматриваются те этапы жизненного цикла продукции, которые должны быть использованы при разработке и сертификации системы управления качеством. При этом используется одна модель системы качества ISO 9001 (в отличие от трех существовавших ранее).

Разработка систем качества будет включать определение структур и функций, которые должны быть в данной системе качества для обеспечения заданного уровня качества. При этом важное значение приобретает оценка имеющегося уровня компетентности персонала, которая будет влиять на степень необходимой документированности системы менеджмента качества. Затем разрабатываются все требуемые нормативные документы.

Внедрение систем качества предполагает проведение внутренних проверок системы. В случае необходимости осуществляется ее доработка для того, чтобы все подразделения могли четко выполнять свои функции.

После разработки системы менеджмента качества проводится ее сертификация с целью подтверждения ее соответствия стандарту ISO 9001. В роли сертификационного органа может выступать любая независимая организация, аккредитованная в системе УкрСепро или других системах сертификации.

Создание СМК целесообразно проводить в следующей последовательности:

проведение информационного совещания;

принятие решения о создании;

разработка плана-графика о создании системы качества;

определение функций и задач системы качества;

определение состава структурных подразделений систем качества;

разработка структурной схемы системы качества;

разработка функциональной схемы управления качеством;

определение состава и состояния документации системы качества;

разработка нормативных документов и «Руководства по качеству»;

доработка существующих систем качества;

внедрение систем качества.

На основе изучения практического опыта украинских и российских консалтинговых фирм по разработке и внедрению систем менеджмента качества можно вывести ряд правил по успешной работе в этом направлении [3; 4]. Они заключаются в следующем:

. Целесообразно вводить в штат организации группу работников (или одного квалифицированного специалиста), которая будет координировать деятельность по реализации проекта по разработке системы управления качеством. Следует учесть, что эффективность этой группы будет намного выше, если создать ее сразу после принятия решения о начале разработки СМК.

. К разработке и внедрению СМК нужно привлекать активных работников, поддерживая их инициативу и предоставляя им возможность проявить себя.

. При выборе консультирующей организации следует ориентироваться на практический опыт ее консультантов и время, которое она работает в данной сфере.

. Реализации требований стандарта ISO 9001:2000 нужно обучаться (особенно это касается руководящего состава), причем залог успеха - правильная организация обучения.

. Следует прислушиваться к рекомендациям консультанта, организовывая их своевременную реализацию.

. Реальные сроки реализации проекта по созданию системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 нужно устанавливать после анализа действующей системы, обучения руководителей и персонала.

. Руководству организации нельзя ограничиваться только инициированием проекта по разработке СМК. Целесообразно использовать на практике методологию PDCA (планируй-делай-проверяй-действуй).

. Создание работоспособной СМК - коллективное творчество, поэтому нужно привлекать к разработке документации СМК и построению системы всех, а не только сотрудников службы качества и отдела технического контроля (ОТК).

Перейти на страницу: 1 2

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com