Понятие «Всеобщее управление качеством» (TQM)
С точки зрения TQM предприятие рассматривается как равноправный член группы партнеров, объединенных одинаковыми интересами и представляющих определенную среду.
К таким партнерам, наряду с поставщиками и потребителями, относятся также инвесторы, сотрудники и, наконец, общество. Особую позицию занимают сотрудники. Они представлены как партнеры по интересам, а также как составная часть предприятия. Все партнеры по интересам предъявляют требования к предприятию и наоборот. Продолжительное выполнение этих требований относится к высшим целям предприятия, ориентированным на качество.
Идеология TQM основывается на принципе - процессу улучшения нет предела. По отношению к качеству - это выражается в стремлении фирмы к нулевым дефектам, к нулевым непроизводственным затратам, поставкам точно в срок. Хотя известно, что достичь этих целей невозможно, но стремиться к ним, не останавливаясь на достигнутом, нужно.
Важным фактором в системе TQM является человеческий аспект - постоянное участие в процессе улучшения качества всего персонала предприятия, особое внимание уделяется мотивации. При этом мотивация достигает такого состояния, когда работники настолько увлекаются работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать по выходным, дома, сокращают положенные отпуска.
По идеологии TQM работа становится вторым домом, руководство предприятия заботится о быте и семьях своих работников, оплачивает страховку и т.д. Тем самым создаются наиболее подходящие условия для полного самовыражения работников, проявления в максимальной степени их способностей.
Частью мотивации в условиях TQM становится обучение. Ибо высококвалифицированный человек быстрее других способен выступать в роли лидера, имеет преимущества в служебном росте. Процесс обучения становится всеохватывающим и непрерывным, он продолжается в течение всей трудовой жизни работника.