Сбалансированная система показателей (BSC)
И если вначале эта разработка предназначалась для крупного бизнеса, то потом её с успехом применяли небольшие фирмы и некоммерческие организации.
По мере расширения популярности предложенной методологии, ее динамического развития, признания компаниями, в которых она нашла применение, увеличилось количество инструментов и технологий, развивающих первоначальную концепцию. В 2000 г. Р.Каплан и Д. Нортон издали вторую книгу «The Strategy Focused Organization» (Бизнес, ориентированный на стратегию) [8], в которой было описано превращение первоначальной концепции в элемент стратегического управления компанией.
Однако одновременное внедрение стратегии и оценка ее эффективности является для организаций чрезвычайно трудной задачей. Согласно данным журнала Fortune Magazine, только 10% разработанных стратегий применяются эффективно. Исследования Нортона и Каплана показали, что без использования сбалансированной системы показателей 85% руководства уделяют обсуждению стратегии менее одного часа в месяц. Даже если компании тратят много времени на уточнение стоимостей, определение целей, задач и стратегических инициатив, эти идеи редко способны изменить организацию, а среднестатистический работник не имеет четкого представления, как его действия влияют на конечную оценку эффективности, например, на курс акций компании или доход на акцию.
Сбалансированная система оценочных индикаторов - это проверенный способ распространения стратегии организации, ориентирования усилий специалистов на стратегические цели и, в конечном итоге, повышения отдачи от сотрудников, технологических инвестиций, бизнес-процессов и взаимоотношений с клиентами.
За последние пятнадцать лет сбалансированная система показателей превратилась в мощный инструмент для реализации стратегий и непрерывной оценки их эффективности. Изменение подхода к ведению бизнеса потребовало от компаний применения новой идеологии, в основе которой вновь оказались принципы, во многом перекликающиеся с принципами Э. Деминга, описанными в главе 5:
участие и поддержка со стороны руководства;
обеспечение обучения и взаимодействия сотрудников компании, а также прозрачности стратегии и инструментов для оценки ее эффективности;
постоянная обратная связь для реализации стратегии в ежедневные задачи;
обеспечение средствами для понимания основных вопросов пользователями с невысоким уровнем технической подготовки;
изложение стратегии в операционных терминах для вовлечения в ее реализацию всех уровней управления компанией.
Компании, успешно внедрившие сбалансированную систему показателей, добились значительного роста финансовой эффективности и многие из них заняли ведущие места на своих рынках. Однако многие аспекты разработки и внедрения BSC зависели от эффективности использования современных технологий. Для внедрения сбалансированной системы были разработаны многочисленные пакеты программного обеспечения, но включить все необходимые возможности в одну программу оказалось чрезвычайно сложно.
Поэтому методология системы BSC была использована корпорацией Microsoft для создания своей собственной системы Microsoft Balanced Scorecard Framework (BSCF) [2]. Ее целью являлось обеспечение роста эффективности фирмы вследствие применения сбалансированной системы показателей для повышения отдачи от работы сотрудников, процессов, взаимодействия с потребителями, информационных технологий.