Понятие компетенции

Подход, основанный на компетенциях

На протяжении последних 10 лет подход, основанный на компетенциях, доминирует в практике управления человеческими ресурсами. Этот подход пришёл на смену традиционным подходам в оценке персонала, связанным с оценкой личностных качеств работника и проверкой их соответствия требованиям должности. Его применение должно улучшить как исполнение работы отдельными сотрудниками, так и эффективность организации в целом. Многие организации разрабатывают и применяют методы компетенций. В настоящее время в зарубежной бизнес-психологии образовалось целое направление, исследующее компетенции и их применение, что видно по тематике статей, журналов, конференций и консультаций, посвященных использованию компетенций. Существуют разные точки зрения на определение, применение, структуру и содержание компетенций, разные эксперты по компетенциям дают собственные определения этого понятия. В своей работе я приведу несколько определений, данных основателями подхода, а также исследователями-практиками.

Подход, основанный на компетенциях, сформировался в 1973 году после публикации статьи профессора Гарвардского Университета Дэвида МакКлелланда (David McClelland) «Testing for competence rather than for intelligence», в которой автор рассматривает исследования, доказывающие, что традиционные тесты способностей и тесты на знание предмета, а также школьные дипломы не прогнозируют эффективное выполнение работы, а также несут в себе предубеждения против меньшинств, женщин и т. д. МакКлелланд сформулировал проблему поиска методов прогнозирования уровня исполнения работы, которые не несли бы в себе расовые, половые и иные предубеждения. Наиболее важные черты этих методов: 1) сравнение выборок успешных и менее успешных (средних) исполнителей; и 2) определение мыслей и поведения, связанных с успешным результатом.

В 1980 году Ричард Бояцис (Richard E. Boyatzis) написал книгу «The Competent Manager», в которой он обобщил все находки и данные, полученные к тому времени, в результате исследований должностей, связанных с управлением. Он работал также над словарём компетенций. В 1981 году Р. Бояцис проанализировал данные исследований компетенций менеджеров и обнаружил набор компетенций, которые отличали лучших менеджеров в разных компаниях и в разных функциях.

В 1991 году подход, основанный на компетенциях, был применён более чем 100 исследователями в 24 странах. Была создана всемирная база данных моделей компетенций и общий словарь компетенций.

Спенсером и коллегами (Lyle M. Spencer, Jr., Signe M. Spencer) в 1993 году были проанализированы и обобщены данные более чем 200 исследований различных видов деятельности: предпринимательства, технической и профессиональной деятельности, продаж, социальной и управленческой сфер в промышленности, должностей в промышленности, в военной отрасли, здравоохранении, образовании и религиозных организациях. Были выделены компетенции, общие для различных моделей компетенций, а также получены шкалы компетенций (поведенческие индикаторы от нижнего уровня компетенции до высшего).

Определение компетенции

Компетенция - базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях.

Базовое качество означает, что компетенция является очень глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и рабочих задач.

Причинное отношение означает, что компетенция предопределяет или вызывает определенное поведение и исполнение.

На основе критериев - значит, что компетенция действительно прогнозирует хорошее или плохое исполнение, которое измеряется при помощи конкретного критерия, или стандарта. Примером критериев может служить объем продаж в долларах для продавцов или количество «завязавших» клиентов для консультантов по избавлению от алкогольной зависимости.

В последующих разделах этой главы обсуждается каждая часть приведенного выше определения: скрытое качество, причинное отношение, на основе критериев.

Базовое качество

Компетенции есть базовые качества людей и обозначают «варианты поведения или мышления, распространяемые на различные ситуации и длящиеся довольно значительный период времени».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com