Понятие компетенции
Рисунок 3. Структура модели компетенций по Спенсерам
Спенсером и коллегами был разработан список компетенций, подходящий для анализа любых работ. Этот список представлен в Таблице 1. Первый столбец - кластеры компетенций, второй - названия компетенций внутри каждого кластера.
Таблица 1
Кластер |
Компетенция |
Достижение и действие |
Ориентация на достижение |
Забота о порядке, качестве и аккуратности | |
Инициатива | |
Поиск информации | |
Помощь в обслуживании других |
Межличностное понимание |
Ориентация на обслуживание клиента | |
Кластер воздействия и оказания влияния |
Воздействие и оказание влияния |
Понимание компании | |
Построение отношений | |
Менеджерские компетенции |
Развитие других |
Директивность | |
Командная работа и сотрудничество | |
Командное лидерство | |
Когнитивные компетенции |
Аналитическое мышление |
Концептуальное мышление | |
Экспертиза (техническая, профессиональная, менеджерская) | |
Личная эффективность |
Самоконтроль |
Уверенность в себе | |
Гибкость | |
Преданность компании |
Спенсер и коллеги также сравнивают модель компетенций с «атомной моделью», где поведенческие индикаторы аналогичны «атомам», а компетенции можно сравнить с «элементами», составленным из поведенческих индикаторов или описанным с помощью них, или с «молекулами» - комбинациями из нескольких элементов (тоже компетенций). Кластеры компетенций, таким образом, соответствуют макромолекулам.
Стандарты качества модели компетенций должны быть разработаны и приняты до составления модели компетенций. Уиддет и Холлифорд предлагают стандарты качества, согласно которых модель компетенций должна:
- быть недвусмысленной;
- описываться простым языком;
- иметь простую структуру;
- обладать стройной структурной логикой;
- одна компетенция не должна зависеть от других компетенций;
- компетенция и индикаторы поведения должны встречаться только в одном фрагменте модели;
- компетенции не должны встречаться в нескольких кластерах;
- индикаторы поведения не должны относиться к нескольким компетенциям;
- индикаторы поведения не должны относиться к нескольким уровням компетенции.
Модель компетенций чаще всего разрабатывается по заказу для конкретной организации и, возможно, для конкретного вида деятельности.
Этапы разработки модели компетенций в общем виде таковы:
1. Получение заказа, уяснение цели и планирование исследования.
2. Создания команды, выбор техники анализа.