Современные социально-экономические принципы корпоративной культуры
Проводимый в работе анализ теоретических и методологических подходов к изучению корпоративной культуры позволил выявить практически полное отсутствие исследований, позволяющих рассматривать мотивацию трудовой деятельности и организационную культуру в единой системе относительно к ОАО «СБЕРБАНК».
Хотя некоторые авторы при рассмотрении корпоративной культуры и указывают на ее мотивационную составляющую, эти аспекты корпоративной культуры, как правило, не являются достаточно проработанными к банковской сфере.
Рассмотрение мотивации трудовой деятельности с позиций социального управления предполагает выявление ее места и роли в системе категорий экономической науки.
Для обоснования места и роли корпоративной культуры в системе управления персоналом ОАО «СБЕРБАНК» рассмотрим классификацию видов мотивации трудовой деятельности в зависимости от субъектов, являющихся объектами управленческого воздействия:
) индивидуальная мотивация, направленная на отдельного работника;
) коллективная мотивация, направленная на коллективный субъект трудовой деятельности.
Данная классификация доказывает, что если рассмотрение мотивации трудовой деятельности в системе управления персоналом ОАО «СБЕРБАНК» «затрагивает» такие элементы, как методы управления, то корпоративная культура соотносится с теми из них, которые имеют социальную природу и направлены на развитие коллективной мотивации к труду.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в современности изменения в ОАО «СБЕРБАНК» требуют развития новых подходов в вопросах повышения качества образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсальных умений индивидуально и коллективно ставить и решать творческие задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно творческой личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст ОАО «СБЕРБАНК» инновационных методов и технологий на основе проектно-творческой и исследовательской деятельности обучающихся. Педагоги высшей школы должны осознать значимость проектно-творческой и исследовательской деятельности студентов как неотъемлемой части образования, отдельную систему в образовании, одно из направлений модернизации современного российского образования, развития концепции высшей школы.
Организация проектно-творческой и исследовательской деятельности студентов в ОАО «СБЕРБАНК» требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
В соответствии с исходными гипотетическими предположениями исследование корпорации ОАО «СБЕРБАНК» включало в себя два этапа.
Этап 1. Исследование особенностей корпоративной культуры в контексте целостной системы отношений банкиров к себе, к людям, к профессии.
Отношение к себе. Независимость, беспристрастность, объективность, самостоятельность как корпоративно закрепленные нормы психологически обусловлены ценностным отношением к себе, ведущим выражением которого выступает самооценка
Использование техники самооценочных шкал (модификация Дембо-Рубинштейн) показало, что характерными для банкиров являются показатели средней общей самооценки ((Мср. - 73). При этом обнаружен широкий разброс абсолютной самооценки, от очень низкой (21% от выборки) до очень высокой (15% от выборки). Кроме того, в исследовании установлены близкие к высоким показатели по шкалам «самообвинение» (Мср.- 6,4), «напряжённость» (Мср.- 6,5), «тревожность» (Мср.- 6,6), что свидетельствуют о наличии внутренней неудовлетворенности, неуверенности, тревожности у определенной части.