Типология слияний и присоединений (поглощений)
В современном корпоративном менеджменте существуют множество различных типов M&A. Наиболее важные представлены в рис.1.
Рис. 1. Типология M&A
Технология M&A
Процесс M&A можно разбить на 3 основных уровня (рис.2).
Рис.2. Процесс M&A
Если рассмотреть алгоритм действий компании при осуществлении M&A, то можно выделить 7 этапов (рис.3). Успешность компании на рынке M&A напрямую зависит от того, насколько эффективно будет реализован каждый этап, и в этом главную роль будет играть выбранный путь (стратегия) развития посредством M&A.
Рис. 3. Алгоритм действий компаний при осуществлении M&A
Использование механизмов M&A в стратегии развития компании, зависит от многих параметров, которые в дальнейшем могут определить эффективность сделок M&A. Процентное соотношение этих факторов зависит от особенностей отрасли, к которой относятся объекты M&A.
Как показывает анализ проведенных сделок M&A с 2000 г. по 2006 г. на эффективность проекта M&A оказывают 4 основных фактора (рис.4).
Рис. 4. Факторы, определяющие эффективность сделок M&A
Исходя из практики реализации проектов M&A в рамках планирования расходной части можно выделить следующие статьи расходов (табл.2).
Табл. 2
Структура расходной части проектов M&A
№ |
Расходные статьи |
Стоимость (%) от бюджета проекта |
1 |
Привлечения внешнего консультанта |
2-5 |
2 |
Стоимость объекта приобретения (рыночная стоимость объекта + премия за приобретение) |
Объект - 100, премия - от 20 до 30 от стоимости компании |
3 |
Реорганизация актива с учетом общей стратегии развития компании |
20-35 от первоначальных вложений |
При этом если сравнивать структуру расходов инвестиционного проекта (табл. 3), то он более значителен по стоимости, чем проект M&A и таит в себе опасность как финансовых так и экономических потерь.
Табл. 3
Структура расходной части инвестиционных проектов
№ |
Расходные статьи |
Стоимость (%) от бюджета проекта |
1 |
Производственная площадка (включая поиск площадки, получение разрешение на строительство, оформление разрешительной документации и прочих согласовательных процедур) |
10 |
2 |
Формирование необходимой инфраструктуры (с нуля или приведение в соответствие с особенностью производственных мощностей) |
20-40 |
3 |
Приобретение оборудования |
100 |
4 |
Монтаж оборудования |
20-30 |
5 |
Привлечение дополнительной рабочей силы |
5 |