Причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия
Причины стратегического кризиса различны: к примеру, это упущенное технологическое развитие или отставание от него, не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга. Стратегический кризис сам по себе не приводит к ухудшению финансово-экономических показателей предприятия, а создает предпосылки для их ухудшения в будущем, поэтому его достаточно сложно распознать.
Кризис результата описывает состояние, при котором предприятие начинает терять прибыль и даже нести убытки, что ведет в дальнейшем к дефициту оборотных активов предприятия и снижению ликвидности. Причинами, вызывающими кризис результата, могут быть снижение объемов продаж, увеличение затрат, недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать для повышения доходов потенциал развития предприятия. Снижение прибыли предприятия прослеживается в финансовой отчетности, поэтому кризис результата вполне очевиден и обычно его обнаружение не представляет проблем.
При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятие не в состоянии вести простое воспроизводство, поэтому объемы деятельности сокращаются. При этом происходят резкие изменения оборотных активов и краткосрочных обязательств, что повышает вероятность неплатежеспособности.
Устойчивая неплатежеспособность предприятия является поводом для начала конкурсного производства и объявления предприятия банкротом, следовательно, банкротство является последней и критической стадией любого кризиса. Нужно отметить, что в некоторых случаях объявление предприятия банкротом не ведет к прекращению его деятельности, если в качестве процедуры конкурсного производства выбрана санация.
Для идентификации кризиса ликвидности А.А. Волков предложил схему, объясняющую механизм протекания кризиса (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Идентификация кризиса ликвидности
Приведенная классификация видов кризисов и их стадий соответствует международной практике антикризисного менеджмента и адаптирована к специфическим особенностям деятельности предприятий в Республике Беларусь.
Кризисы в развитии предприятия на примере ЧУП «Светоприбор» ОО «БелТИЗ»
Характеристика предприятия и выпускаемой продукции
Производственное частное унитарное предприятие «Светоприбор» Общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» постановлением Пленума Центрального правления ОО «БелТИЗ» от 27.01.2004 г. №1 переименовано из Минского учебно-производственного унитарного предприятия «Светоприбор» Общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», образованного Белорусским обществом слепых в октябре 1928 года.
Предприятие является частным унитарным предприятием, основанным на собственности Общественного объединения «БелТИЗ». Учредителем Предприятия является
ОО» БелТИЗ».
Предприятие, закрепленное за ним имущество, а также имущество, произведенное и приобретенное Предприятием в процессе его деятельности, является собственностью
ОО «БелТИЗ».
Предприятие является юридическим лицом, субъектом хозяйствования, действующим на принципах хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный счет в банке, печать, штампы со своими наименованиями и символами
ОО «БелТИЗ» и другие реквизиты.
Вышестоящим органом по отношению к предприятию является Центральное правление
ОО «БелТИЗ». Местонахождение: 220018, г. Минск, ул. Якубовского, 52.
В своей деятельности предприятие руководствуется действующим законодательством РБ, Уставом ОО «БелТИЗ» и другими актами ОО «БелТИЗ».