Разработка рационального маршрута движения транспортных средств ООО «Авто-Сиб-Кузбасс»
Выбор маршрута зависит от дислокации погрузочно-разгрузочных пунктов, рода груза и типа использования подвижного состава. На составление маршрутов оказывает влияние род перевозимых грузов. В ряде случаев даже при наличии встречных грузопотоков порожний пробег подвижного состава неизбежен. Оказывает влияние и тип используемого подвижного состава. Так, при применении специализированного подвижного состава (кроме автомобилей-самосвалов) порожний пробег в большинстве случаев также исключить нельзя.
Количество груза на определенном маршруте часто не обеспечивает полной загрузки подвижного состава в течение времени работы. Поэтому на практике очень часты случаи, когда в течение смены подвижной состав используется для перевозки грузов по нескольким заказам.
В качестве альтернатив для разработки рационального маршрута могут быть предложены следующие маршруты:
1) маятниковый маршрут с обратным холостым пробегом, т.е. доставка железобетонных изделий с завода ЖБИ №2 до пункта назначения «Новосибирск-Сити», а затем возвращение на завод ЖБИ №2 без груза;
2) маятниковый маршрут с обратным полностью груженым пробегом, т.е. движение автомашин с грузом в обоих направлениях;
) маршрут с обратным не полностью груженым пробегом. В качестве попутного груза для автомобилей ООО «Авто-Сиб-Кузбасс» можно рассмотреть поставку железобетонных конструкций (арматуры) с ЖБК №1 на завод ЖБИ №2.
В настоящее время движение автомашин по маршруту «Завод ЖБИ №2 - Новосибирск-Сити» организовано по первому варианту.
В качестве критериев выбора наилучшей альтернативы можно выделить такие критерии, как: максимальная загрузка транспорта; минимум порожнего пробега; снижение издержек на перевозку 1 т груза; повышение коэффициента использования пробега.
Разрабатывая маршруты, необходимо учитывать, что наиболее целесообразна организация движения подвижного состава по маятниковым маршрутам с обратным не полностью груженым пробегом или с груженым пробегом в обоих направлениях. Кольцевые маршруты организуются в тех случаях, когда маятниковые маршруты организовать невозможно.
Правильное составление маршрутов обеспечивает достижение наивысшего коэффициента использования пробега, а, следовательно, обеспечивает снижение себестоимости перевозок.
Организация маршрута с обратным холостым пробегом нецелесообразна, т.к. за оборот автомобиля совершается только одна ездка с грузом. Коэффициент использования пробега при этом равен 0,5, отсутствует максимальная загрузка транспорта, издержки на 1 т перевезенного груза достаточно высоки. Применение маршрута с груженым пробегом в обоих направлениях не представляется возможным, так как пункт «Новосибирск-Сити» не является грузообразующим.
Следовательно, наиболее целесообразным становится организация маршрута с обратным не полностью груженым пробегом. При этом достигается максимальная загрузка транспортных средств, повышается коэффициент использования побега (b>0,5) и снижаются издержки на 1 т перевезенного груза.
В этом случае работа подвижного состава будет организована следующим образом: автомашины КАМАЗ 5410 с прицепами направляются на завод ЖБИ №2, где загружаются железобетонными изделиями и отправляются в пункт назначения «Новосибирск-Сити» (расстояние перевозки 200 км). Затем по прибытии автомашины разгружаются и на следующий день отправляются на ЖБК №1 для загрузки арматурой, после чего следуют на завод ЖБИ №2, а затем возвращаются в ООО «Авто-Сиб-Кузбасс».