Наблюдение как метод изучения влияния стиля руководства на результативность труда
Выдвигаемая гипотеза: предполагается, что стиль руководства индивидуальных предпринимателей Иванова и Петрова влияет на результативность труда в организации. При либеральном стиле работники (продавцы) рассеянно относятся к своей работе, что плохо сказывается на результативности; при авторитарном - относятся к работе серьезно, но негативно относятся к директору, что также негативно влияет на эффективность труда; при демократическом стиле - работники мотивированны на высокую результативность труда, т.к. установились хорошие отношения с директором.
Цель наблюдения - выяснить, есть ли связь между стилем руководства и результативностью труда.
Задачи наблюдения:
1) выявить стили руководства индивидуальных предпринимателей Иванова и Петрова;
2) выяснить, влияет ли стиль руководства на результативность труда.
Объект наблюдения - директора ИП Иванов и ИП Петров и работа продавца ИП Иванов и ИП Петров.
Предмет наблюдения - связь между стилем руководства директоров и результативностью труда продавца, работающего в магазинах ИП Иванова и ИП Петрова.
Категориями наблюдения выступают следующие свойства:
1) опыт директора;
2) доверие директора к продавцу;
) требовательность директора к работе продавца;
) забота руководителя о подчиненном;
) отношение продавца к своей работе;
) отношение продавца к директору, манера разговора с директором.
Наблюдаемые ситуации:
1) покупателю не нравится товар, высокие цены , работа продавца, покупатель требует разговора с директором магазина (опыт);
2) доверил ли директор ключи от помещения продавцу, и после какого времени работы (доверие);
) требования директора к внешнему виду продавца, проводит ли директор консультации, дает ли советы по работе с потенциальными покупателями, как относится к опозданиям, наблюдает ли директор за работой продавца, делает ли замечания по работе продавца (требовательность);
) интересуется ли директор делами подчиненного, его здоровьем, отпускает ли раньше с работы по просьбе продавца;
) настроение, с которым продавец приходит на работу, опаздывает ли он, охотно ли он отвечает на вопросы покупателей, выполняет ли их просьбы;
) манера обращения продавца к директору, манера разговора между продавцом и директором.
Единицы наблюдения:
1. Опыт директора.
.1. Выслушал претензию покупателя (не выслушал претензию).
1.2. Убедил покупателя в том, что проблема будет решена или сказал, что покупатель не прав, или остался равнодушным к претензии покупателя и другое.
.3. Сделал замечание продавцу, не сделал замечания, разобрал ситуацию и подсказал, как поступить в следующий раз в такой ситуации и другое.
2. Доверие директора к продавцу.
.1. Отдал ключи от помещения сразу или отдал ключи после того, как продавец заслужил доверия , или не отдает ключи и другое.
. Требовательность директора к работе продавца.
.1.Требует соблюдения dress-code / не требует / другое.
.2. Консультирует продавца в начале рабочего дня / не консультирует / другое.
.3. Ругает за опоздания на работу / не ругает / в зависимости от причины делает/ не делает замечания / другое.
.4. Наблюдает за работой продавца и делает замечания / не наблюдает, не делает замечаний / другое.
. Забота руководителя о подчиненном.
.1. Интересуется здоровьем продавца / не интересуется / другое.
.2. Отпускает с работы раньше закрытия магазина по просьбе продавца в связи с уважительной причиной / не отпускает / другое.
5. Отношение продавца к своей работе.
.1. Хорошее настроение при приходе на работу / плохое / равнодушие к работе / другое.
.2. Продавец опаздывает / не опаздывает.
.3. Охотно отвечает на вопросы покупателей / неохотно отвечает на вопросы / другое.
.4. Охотно выполняет просьбы покупателей / неохотно выполняет просьбы / другое.
. Отношение продавца к директору, манера разговора с директором.
.1. Продавец с директором разговаривают на «ты» / на «вы».
.2. Продавец разговаривает с директором вежливо, уважительно, наличие барьера «начальник - подчиненный» / разговаривают на равных, без каких-либо барьеров / директор грубо разговаривает с подчиненным / другое.
В ходе исследовании было выявлено следующие.
В ИП Петров поручения директора и консультации, которые носят характер, скорее, совета, а не приказа или поручения, мотивируют продавца на высокую результативность труда. Продавец понимает, что директор - личность, которая имеет солидный приобретенный статус в обществе, имеет больше опыта, и лучше продавца разбирается в вопросах организации процесса купли-продажи, поэтому продавец прислушивается к мнению директора.
Между тем, отношения между продавцом и директором доверительные. Легко общаются на темы личного характера.
В то же время, если возникают такие ситуации, когда продавец не прав, директор делает замечание, но разъясняет, как следует поступить.