Обзор рынка электроники
Сужая область деятельности, компании все более концентрируют усилия на приоритетных для них направлениях и получают в этих направлениях технологические преимущества, позволяющие им значительно увеличивать долю на приоритетном сегменте рынка.
Неосновные виды деятельности предприятия стремятся передать на аутсорсинг, формируя, таким образом, спрос на различные услуги, связанные с производством, разработкой, закупками и логистикой, системной интеграцией. Наибольшее распространение на рынке электроники получили следующие услуги: контрактное производство электронной аппаратуры, производство печатных плат, контрактное производство полупроводниковых компонентов (фаундри), контрактная разработка программного обеспечения.
3) Увеличение влияния рынка потребительской электроники на развитие отрасли
В настоящее время в денежном исчислении более 60% мирового рынка электронной аппаратуры приходится на рынок потребительской электроники, в общем объеме поставок электронных компонентов на производителей потребительской электроники приходится более 70% и эта доля растет вместе с проникновением электроники во все сферы жизни и деятельности человека.
Рынки военной, промышленной и коммерческой электроники в настоящее время уже не могут претендовать на аналогичные объемы инвестиций в силу меньших объемов этих рынков и их большей фрагментированности.
Таким образом, инновационные технологические процессы, материалы, системы проектирования и специализированные компоненты разрабатываются в настоящее время в расчете на использование в первую очередь в производстве потребительской продукции массового спроса.
В силу того, что требования к потребительской электронике значительно отличаются от требований к электронике индустриального и военного назначения между ними увеличивается технологический разрыв, что создает спрос на услуги и продукцию специализированных компаний, которые обеспечивают требования рынков промышленной и военной техники, в том модифицируют компоненты и технологические процессы в соответствии с требованиями своих рынков и т.д.
4) Появление новых центров экономического и промышленного развития
За последние годы Китай и Индия превратились в основные локомотивы мирового экономического роста. Появляются новые мировые центры экономического развития в Азии и Латинской Америке. Их влияние на мировую экономику в целом и мировой рынок электроники в частности значительно увеличивается в результате мирового финансового кризиса.
О скорости перемещения производства электронной аппаратуры из одних регионов в другие можно судить рисунку 8.
Рис. 8. Перераспределение объемов производства электронной аппаратуры
Новые центры экономического развития обладают следующими характеристиками: большая численность населения, низкая стоимость труда, благоприятный для инвесторов таможенный и налоговый режим, высокий или растущий уровень образования.
Наибольший объем инвестиций в электронную промышленность в последние годы получают Китай, Индия и Бразилия. Вместе эти страны создают более 30% мирового объема производства электроники, а по темпам роста в несколько раз опережают «развитые» страны (США, страны Западной Европы, Япония). По прогнозам, в ближайшие 10 лет Китай станет крупнейшим производителем электроники и крупнейшим рынком электроники в мире, опередив США.