Разработка алгоритма анализа бизнес-проекта
Общая последовательность анализа нового проекта показана на рисунке 16 и должна выглядеть следующим образом:
Рис. 16. Алгоритм анализа бизнес-плана
Причем на каждом из этих этапов проект может быть отклонен
Предварительная экспертная оценка
Включает оценку состояния отрасли экономики (1-й критерий оценки), к которой принадлежит предприятие-разработчик бизнес-плана, и сравнительное положение предприятия в рамках отрасли (2-й критерий оценки).
Оценка состояния отрасли проводится, относя ее к оному из 4-х состояний: эмбриональному (например, солнечная энергетика и др.); растущему (например, производство DVD-дисков и др.); зрелой (производство часов и др.); стареющему (кораблестроение и др.).
В соответствии со вторым критерием необходимо установить конкурентоспособность предприятия в рамках отрасли, которой оно принадлежит, присвоив одно из шести основных статусов состояния: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное. На основе сопоставления критериев составляется матрица жизненного цикла предприятия в виде таблицы 32.
Таблица 31
Матрица жизненного цикла предприятия
Состояние/Стадия зрелости |
Эмбриональная |
Растущая |
Зрелая |
Стареющая |
Доминирующее |
ОАО «НИИМЭ и Микрон» | |||
Сильное | ||||
Благоприятное | ||||
Неустойчивое | ||||
Слабое | ||||
Нежизнеспособное |
Конечной стадией предварительной экспертной оценки эффективности бизнес-плана является установление положения анализируемой компании по указанным критериям, т.е. буквально, какой "клетке" матрицы принадлежит данное предприятие. Наиболее перспективные проекты располагаются в левых верхних клетках матрицы. При расположении в нижнем правом углу проект наиболее вероятно обречен на неудачу.
Анализ коммерческой выполнимости проекта (маркетинговый анализ)
Цель маркетингового анализа - получение ответов на 2 вопроса: