Разработка алгоритма анализа бизнес-проекта
· Сможет ли предприятие продать продукт (услугу), являющуюся результатом реализации проекта?
· Сможет ли предприятие получить от реализации продукта (услуги) достаточный объем прибыли, оправдывающей инвестиционный проект?
Первоначально определяется нацеленность проекта на внутригосударственный или международный рынок и его совместимость с внутренней или внешней политикой государства. В случае несовместимости проект должен быть отклонен.
Маркетинговый анализ состоит из следующих блоков:
· анализ рынка;
· анализ конкурентной среды.
В процессе анализа рынка выявляется потенциальный покупатель, причины покупки продукта (услуги) и способ проведения покупки. Маркетинговый анализ должен включать в себя прогнозирование спроса.
Оценка конкурентной среды должна выявить уже существующих конкурентов предприятия, оценить возможность и значение вхождения в рынок новых участников (будущих конкурентов), конкуренцию со стороны товаров-заменителей, влияние на конкурентную среду институциональных ограничений.
Этот этап анализа является очень важным. По статистике, основная причина банкротств компаний - до 80% - это недостаточное внимание к маркетинговым вопросам.
Техническая оценка эффективности бизнес-плана
В задачу технической оценки эффективности бизнес-плана проекта входят:
· определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта;
· анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы;
· проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
Финансовая оценка бизнес-плана
Финансовый анализ проекта является наиболее объемным и трудоемким.
Общая схема проведения финансовой оценки бизнес-плана:
. Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы.
2. Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.
. Анализ безубыточности производства основных видов продукции.
. Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.
. Оценка эффективности инвестиционного проекта.
Оценка окупаемости проекта в течение срока его реализации.
При оценке окупаемости проекта в течение срока его реализации анализируются денежные потоки, которые получаются в результате реализации проекта. Объем денежных потоков должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом временной стоимости денег. Проект принимается с точки зрения финансовых критериев, если генерируемый от размещения облигационного займа суммарный денежный поток покрывает величину требуемой нормы доходности с учетом временной стоимости денег.
Эффективность капитальных вложений определяется следующими методами:
· метод чистого современного значения инвестиционного проекта (NPV);
· внутренней нормы прибыльности (IRR).
Входные денежные потоки:
· дополнительный объем продаж и увеличение цены товара;
· уменьшение валовых издержек (снижение себестоимости товаров);
· остаточное значение стоимости оборудования в конце последнего года инвестиционного проекта;
· высвобождение оборотных средств в конце последнего года реализации проекта (закрытие счетов дебиторов, продажа товарно-материальных запасов, акций и облигаций других предприятий).