Анализ финансово-экономической деятельности торгового предприятия
Розничный товарооборот - продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации, а именно: юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной; юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной; физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания, обслуживаемых ими контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет. Анализ розничного товарооборота представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Анализ розничного товарооборота И.П. Алексеева И.Ч. за 2009-2011 гг.
Годы |
Фактич. розн. товарооборот, тыс. руб. |
Цепные темпы роста товарооборота, % |
Базисные темпы роста товарооборота, % | |||
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | |
2009 |
2141,5 |
2141,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2010 |
2620,7 |
2176,6 |
122,4 |
101,7 |
122,4 |
101,7 |
2011 |
3105,2 |
2227,5 |
118,5 |
102,3 |
145,0 |
104,0 |
На основании проведенного в таблице анализа можно сказать, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 2010 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2011 году - 118,5%. Это объясняется тем, что цены на товары, реализуемые на предприятии, выросли в 2011 году по сравнению с 2010 годом, но меньше, чем в 2010 году по сравнению с 2009 годом (средний индекс цен в 2010 году - 1,204 или 120,4%, в 2011 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 2010 году на 1,7%, в 2011 году на 2,3%.
Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.
За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. руб. (3105,2 - 2227,5).