Система нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность

На начало 2007 года в «81 субъекте РФ выпущено около 908 законов регионального уровня, посвященных темам инвестиций и инвестиционной деятельности. Большая часть этих законов формальна: они лишь изменяют иные, ранее принятые законы. Так, по числу законов, посвященных инвестиционной деятельности, на первом месте с большим отрывом идет Томская область, более 10 законов издано в Новгородской, Ярославской и Вологодской областях».

Анализ, проведенный Трофимовым А.М., показывает, что реально в регионах есть « лишь от 1 до 4 законов одного из следующих видов:

ü законы, утверждающие (чаще лишь декларирующие) те или иные региональные инвестиционные программы в рамках бюджета (впрочем, иногда эти программы ведутся и с привлечением иных, т.е. частных, средств);

ü законы о займе (выпуске облигаций) для инвестиционных целей;

ü законы о привлечении (гарантиях, защите) иностранных инвестиций;

ü наконец, наиболее популярны (после 1998г) законы, посвященные общему вопросу привлечения (гарантий, защиты) инвестиций в экономику, осуществляемых в форме капитальных вложений».

При этом все субъекты РФ следуют моделям политики, заложенным федеральным законодательством.

Объемы регионального законотворчества достаточно велики, чтобы можно было здесь их кратко описать с достаточной степенью подробности. Поэтому определим лишь общие контуры оценки законотворчества регионов. Прежде всего, следует оценить как позитив то, что за истекшие годы все регионы уделили внимание инвестиционной деятельности, подняв принимаемые нормативные акты на уровень региональных законов.

На общем фоне заметно выделяется региональный (областной) закон Чукотского автономного округа. Безусловное достоинство этого закона в том, что прямо в его тексте ясно определены «критерии и порядок прохождения конкурса и определения победителей, а затем указана однозначная формула распределения субсидий среди победителей. Этими нормами практически ликвидированы коррупционные риски».

Очевидна и слабость закона: столь полезные нормы относятся не к любым инвестиционным проектам, а лишь к проводимым муниципальными властями.

Согласно материалам Аналитического вестника Совета Федерации «Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации» к недостаткам инвестиционного законодательства субъектов РФ можно отнести:

ü «…вслед за федеральным законом, в таких нормах часто нет однозначных критериев для отбора инвестпроектов. Это с неизбежностью создает поле для коррупции.

ü Декларации о гарантиях защиты инвестиций обычно остаются неполными (т.е. голословными). Ведь чтобы гарантии стали работоспособны, надо придать им «процедурность»

ü Отношение властей к долговым обязательствам субъекта по ранее взятым займам может подрывать инвестиционную привлекательность региона.

ü Отсутствие обратной связи влечет нестабильность инвестиционных законов (многочисленную их коррекцию).

ü Способы поощрения инвестиций иногда чрезмерно общи, тогда как виды поддержки малого, среднего или крупного бизнеса не могут не отличаться».

Пробелы в инвестиционном законодательстве так же выявляет правоприменительный опыт. «Правоприменительный опыт выявили многочисленные недостатки, пробелы в инвестиционном законодательстве РФ. Несовершенство нормативной базы, отсутствие единого доктринального и законодательного подхода по вопросам инвестиционных правоотношений являются благодатной почвой для возникновения инвестиционных споров, как между самими инвесторами, так и между государством и инвесторами».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com