Сущность управления качеством продукции
Как уже указывалось в первой главе, в процессе эволюционного развития общества из менеджмента производства выделилось самостоятельное и обособленное направление - управление качеством продукции (менеджмент качества). Оно рассматривалось как инженерно-техническая проблема контроля продукции.
Управление качеством осуществляется в рамках системы менеджмента качества. Система менеджмента качества (система качества) - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
В соответствии с международным стандартом ISO 9000:2000 «Основные положения и словарь» менеджмент качества - это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству [9].
Менеджмент качества включает разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества (рис.3.1).
Политика в области качества - общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные руководством. Основой политики могут служить принципы менеджмента качества, изложенные в международном стандарте ISO 9000:2000. Как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества (приложение 2).
Цели в области качества - цели, которые устанавливаются в организации или к которым стремятся в области качества. Цели в области качества обычно устанавливаются для соответствующих функций и уровней организации (приложение 3).
Планирование качества - часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Рис. 3.1. Структурная схема менеджмента качества
Управление (оперативное) качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Иначе говоря, под управлением качеством подразумеваются методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Обеспечение качества - часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Улучшение качества - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.
Любой управленческий процесс осуществляется через реализацию управленческих функций. В их состав можно включить:
планирование;
мотивацию;
организацию;
контроль;
информацию;
разработку мероприятий;
принятие решений;
внедрение мероприятий.
Управление включает в себя три элемента: субъект управления, объект управления и механизм управления. В роли субъекта будет выступать персонал предприятия. Объектом управления выступит производственный процесс. Механизм управления качеством будет осуществляться через реализацию следующих функций:
политика в области качества;
планирование качества;
обучение и мотивация персонала;
организация работы по качеству;
контроль качества;
информация о качестве продукции, потребностях рынка и научно-техническом прогрессе;
разработка мер корректирующего воздействия;
разработка необходимых мероприятий;
принятие решений руководством предприятия;
реализация мер корректирующего воздействия;
реализация мероприятий;
взаимодействие с внешней средой.
Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах жизненного цикла изделия (петли качества) для достижения экономической эффективности (рис.3.2).