Сущность управления качеством продукции
Под жизненным циклом изделия (петлей качества) понимается концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения [8].
В соответствии с ISO 8402:1994 система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Она содержит все элементы, т.е. все задачи, функции, процессы, структуры, организационные элементы, методы, мероприятия и т.д., которые применяются для управления качеством.
Система качества состоит из следующих элементов:
. Организационная структура - обязательства, полномочия, взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой организация выполняет свои функции. Организация (компания, предприятие, учреждение или их подразделения) должны иметь администрацию и выполнять самостоятельные функции (производственную, оперативную, маркетинговую, финансовую).
. Методика - установленный способ осуществления деятельности. Методики для системы качества документируются. Методика
включает цели и область деятельности, что, кем, где, когда и как это должно быть сделано, какие материалы и оборудование должны быть использованы, как это должно быть проконтролировано и зарегистрировано.
. Процесс - совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.
. Ресурсы - персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология.
Основное назначение системы менеджмента качества заключается в выявлении отклонений (дефектов) от установленных требований к качеству продукции и услугам, и применению решений по дальнейшему использованию изделий, имеющих дефекты. Сюда относится также проведение мероприятий по недопущению появления повторных отклонений за счет своевременной разработки и реализации мер корректирующего воздействия.
Система менеджмента качества является, также как и система планирования и управления производством, система материально-технического снабжения, финансовая система и т.д., частью системы организации производства.
Система качества функционирует одновременно с остальными видами деятельности, влияющими на качество продукции или услуги, и взаимодействует с ними. Ее воздействие распространяется на все этапы петли качества, от первоначального определения и до конечного удовлетворения требований и потребностей потребителя. Эти этапы и виды деятельности включают:
) маркетинг, поиск и изучение рынка;
) проектирование и (или) разработку технических требований, разработку продукции;
) материально-техническое снабжение;
) подготовку и разработку производственных процессов;
) производство;
) контроль, проведение испытаний и обследований;
) упаковку и хранение;
) реализацию и распределение продукции;
) монтаж и эксплуатацию;
) техническую помощь и обслуживание;
) утилизацию после использования.
Процесс управления качеством должен охватывать все стадии производства. И если в результате проведения контроля и анализа собранной информации и проведения всех последующих мероприятий продукция будет соответствовать установленным требованиям, следующий цикл управления уже повторится на более высоком уровне.
Происходит последовательное улучшение качества продукции за счет прохождения каждого жизненного цикла продукции в соответствии с предъявляемыми требованиями. Работа по циклу может повторяться до тех пор, пока не будет достигнут запланированный результат.