Предпосылки и условия сертификации систем менеджмента качества
Международная практика сертификации направлена на устранение технических барьеров, возникающих при сертификации продукции и обеспечение беспрепятственного ее продвижения на рынках.
Ведущее место в области организационно-методического обеспечения сертификации принадлежит Международной организации по стандартизации (ISO). Совместно с ISO над проблемами сертификации работает Международная Электротехническая Комиссия (МЭК).
В условиях возникновения рыночных отношений в Украине сертификация становится практически единственным средством защиты потребителя от недобросовестности производителей. Она способствует предотвращению появления на рынке экологически небезопасной и недоброкачественной продукции
За последние пятнадцать лет по статистическим данным возросло число умерших от травм и отравлений вследствие использования опасных товаров. В перечне основных причин смертности травматическая и токсическая опасность в настоящее время занимает второе место, обогнав онкологические заболевания. Травмы и отравления стали следствием использования населением недоброкачественных суррогатов алкогольных напитков, недоброкачественных пищевых продуктов, детских игрушек и других товаров потребительского назначения, поставленных зачастую контрабандным путем.
В этих условиях, наряду с традиционными методами и средствами обеспечения качества и безопасности продукции и услуг, все более широкое распространение получает сертификация продукции.
Однако в последнее время для потребителя становится недостаточным получение сертификата соответствия на отдельное изделие. Постоянным партнерам в целях большей уверенности важно знать, что у производителя весь технологический процесс поддерживается на высоком уровне, и создаются предпосылки до минимума уменьшить вероятность появления дефектов.
Для потребителя гарантией стабильного качества может быть надежность технологии, соответствующей системы поддержания технологической точности оборудования и оснастки, метрологических средств, эффективной системы подготовки кадров. Иначе говоря, потребитель хочет быть уверен в надежной и эффективной системе управления качеством продукции. Вследствие этого и появилась потребность в сертификации систем качества.
В соответствии с методическими документами ISO/МЭК под сертификацией соответствия понимаются действия третьей стороны, доказывающие, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Это подтверждение оформляется в виде документа (сертификата), выдаваемого организации органом по сертификации и удостоверяющего, что продукция соответствует определенным стандартам. Сертификация - гарантия определенного уровня качества.
Система менеджмента качества соответствует определенному стандарту или другому нормативному документу. Под «третьей» стороной подразумевается лицо или орган, признанные независимыми как от поставщика (первая сторона), так и от покупателя (вторая сторона).
В настоящее время системы менеджмента качества получают все большее распространение. Они находят применение в самых разных отраслях промышленности и в сфере услуг, становясь основой для достижения высокого стандарта качества продукции.
Услуги по сертификации систем качества выполняют как те организации, которые занимаются сертификацией продукции, так и те, которые ранее занимались разработкой систем качества. Однако по сформировавшимся в международной практике нормам одна и та же организация не может выполнять услуги по созданию (и внедрению) систем менеджмента качества и ее сертификации.
Порядок проведения сертификации состоит из нескольких этапов.
На первом этапе после принятия решения руководством предприятия о необходимости проведения сертификации и получения сертификата на соответствие международному стандарту ISO 9001, подается предварительная заявка в орган по сертификации и заполняется анкета-вопросник.
На втором этапе в орган по сертификации предоставляется заполненная анкета вместе с Руководством по качеству.
На третьем этапе осуществляется предварительная проверка готовности предприятия к проведению сертификации.
На четвертом этапе органом по сертификации проводится информационное совещание на предприятии.
На пятом этапе разрабатывается программа работ по сертификации.
На шестом этапе группой экспертов проводится непосредственно сертификация. После ее проведения в случае положительного исхода выдается сертификат на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000 (на Украине ДСТУ ISO 9001:2001).