Сравнительный анализ конкуренции между дочерними предприятиями ОАО "НЭСК" (Чуйское ПВЭС,
В целом суммарная себестоимость электроэнергии по отчетным данным энергокомпаний возросла в 2,5 раза или с 41 тыйын/кВт.ч в 2003 г. до 109,7 тыйына/кВт.ч в 2009 г. В то же время Минэнерго озвучивалась себестоимость электроэнергии - в пределах 132- 140 сом/кВт.ч, куда были включены вне балансовые потери электроэнергии при ее производстве и продаже, что является спорным моментом и требует исследований.
Рост ущербов от потерь в тарифе из-за их несоответствия затратам энергокомпаний по производству, передаче и распределению до потребителя, а также от коммерческих потерь электроэнергии и неплатежей подтверждает оценка макроэкономического индикатора, введенного ВБ и МВФ - это квайзифискальный дефицит в электроэнергетике, который составил 8,4% от ВВП в 2004 г. и снизился до 4,4% в 2008 г. в результате проведенных мер по сокращению потерь и задолженностей потребителей.
Пути решения энергетических проблем
Для выхода из кризиса и обеспечения энергетической безопасности в Национальной энергетической программе КР на 2008-2010 гг. и стратегии развития ТЭК до 2025 гг. разработаны следующие меры:
а) диверсификация структуры топливно - энергетического баланса за счет сокращения импорта углеводородного топлива и мер по их замещению по мере возможности собственными возобновляемыми источниками энергии;
б) сдерживание темпов роста энергопотребления на основе проведения активной политики энергосбережения;
в) диверсификация энергоносителей на внутреннем рынке, на основе регулирования цен и тарифов; развитие конкуренции на рынке энергоресурсов и участие в региональном энергетическом рынке ЦАР.
При этом в зависимости от улучшения инвестиционной политики разработаны сценарии ввода новых энергетических мощностей: Камбаратинские ГЭС №1 и №2, каскад Верхне-Нарынских ГЭС. ГЭС на р. Сары-Джаз, малые ГЭС в бассейнах малых рек, солнечные и ветроэнергоустановки, а также биогазовые установки. Определены необходимые объемы инвестиций и разработан оптимальный топливно-энергетический баланс КР.
Нарастают и внешние угрозы энергетической безопасности - это всем известные тенденции изменения климата в сторону потепления, которые могут привести к сокращению площади ледников и снежников с частичным их исчезновением к 2025-2050 гг. в соответствии с результатами прогнозов ученых и специалистов при подготовке «Второго национального сообщения Кыргызской Республики по Рамочной конвенции ООН по изменению климата», что создает определенные риски по использованию гидроэнергетического потенциала как малых, так и крупных горных рек.
В связи с этим необходимо проведение исследований и поиск новых источников энергии с использованием новейших технологий, а также повсеместная установка альтернативных источников энергии, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, а также систематический пересмотр энергетической политики государства в связи с необходимостью разработки и реализации мер по адаптации и сокращению уязвимости энерго и топливоснабжения страны к изменению климата.
Энергетическая политика государства должна осуществляться на законодательной основе и обеспечить постоянный мониторинг состояния энергетической безопасности страны и регионов.
С этой целью необходимы в масштабах страны разработка и принятие Закона КР «Об энергетической безопасности», а также пороговых значений системы количественных и качественных индикаторов энергобезопасности в КР; разработка и утверждение в законодательном порядке Концепции энергетической политики КР, Государственной стратегии энергетической безопасности, а также госпрограммы энергосбережения и энергоэффективности экономики на среднею и долгосрочную перспективу.
Реализуемость предлагаемых и действующих Законов КР «Об энергетике», «Об энергосбережении» и других требует разработки и установления стандартов и нормативов безопасности энергооборудования и технологических систем; внедрения международных стандартов систем энергетического менеджмента на предприятиях и в организациях; обеспечения энергетической паспортизации, проведения энергетического аудита; содействия предприятиям, организациям и гражданам в использовании экологически чистого оборудования и технологий, другие меры по энергоэффективности и энергосбережению путем внедрения налоговых, кредитных и иных льгот, а также средств специальных фондов.
Институциональные преобразования необходимо осуществлять в направлении совершенствования структуры управления, регулирования и контроля, усиления стратегического менеджмента и корпоративного управления в акционерных энергетических компаниях, придания независимости Госдепартаменту по регулированию ТЭК для проведения независимой экономически обоснованной тарифной политики на энергоносители, создания Госагентства по энергосбережению и энергоэффективности, Института энергетических исследований КР и энергоэффективности экономики.