Затраты на качество и их классификация

В соответствии с определением понятия «качество», понесенные на него затраты должны реально обеспечивать выполнение ожиданий потребителя.

Однако, что же представляют собой затраты на качество и как они возникают?

А.Фейгенбаум затраты на качество подразделял на следующие группы:

Профилактические, в том числе планирование качества, т.е. затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь.

Затраты на проверки, в том числе на инспекцию, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества.

Внутренние потери, в том числе затраты на полный брак и переделки, т.е. затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан.

Внешние потери, в том числе затраты на обслуживание претензий, и гарантий и т.д., когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как продукт был продан.

Сумма всех этих затрат будет равна общим затратам на качество.

Структура формирования затрат на качество продукции и их виды представлены на рис. 9.2.

Однако следует учитывать, что распределение затрат на эти группы очень условно. И в разных организациях могут использоваться свои методики подсчета. Но это не существенно, поскольку классификация и анализ затрат на качество - внутренняя деятельность каждого предприятия. Достаточно, что бы было полное согласование внутри предприятия по выбранным видам и категориям затрат. Категории затрат должны быть постоянными не дублировать друг друга.

Оценка эффективности системы качества с точки зрения экономических последствий осуществляется на этапе планирования качества продукции.

В соответствии с требованиями ISO 9004:1994 затраты на качество подразделяются на производственные и непроизводственные.

Производственные затраты на качество - затраты предприятия с целью достижения и обеспечения требуемого уровня качества. Они включают:

Затраты на предупредительные действия (на соответствие).

Рис. 9.2. Структура затрат на качество

Затраты на устранение дефектов (на несоответствие).

Затраты производителя на предупредительные действия, в свою очередь, подразделяются на:

затраты на мероприятия, предупреждающие появление несоответствий и дефектов;

затраты на обнаружение несоответствий и дефектности, возникающих в процессе проектирования и производства продукции, с целью их устранения до момента ее реализации потребителю (расходы на инспекцию).

Затраты на мероприятия, предупреждающие появление несоответствий и дефектов, включают в себя следующие виды затрат:

. Управление качеством:

затраты на разработку, внедрение и поддержание системы качества, так как функционирование системы качества способствует снижению риска потребителя получить продукцию, не соответствующие его требованиям;

затраты на планирование системы качества;

затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, процесса, продукта.

. Управление процессом:

затраты на установление средств управления процессом;

затраты на изучение возможностей процесса;

затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении и поддержании процедур и планов по качеству.

. Планирование качества другими подразделениями:

) затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся руководителю подразделения по качеству.

. Контрольное и измерительное оборудование:

затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов);

затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов);

затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции. (В данную категорию не включаются затраты, связанные со стоимостью изготовления или амортизации этого оборудования).

. Обеспечение качества поставок:

затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки;

затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов;

затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.

. Аудит системы качества:

затраты на внутренний аудит качества;

затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом.

. Программа улучшения качества:

затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.

. Обучение вопросам качества:

затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com