Затраты на качество и их классификация
В соответствии с определением понятия «качество», понесенные на него затраты должны реально обеспечивать выполнение ожиданий потребителя.
Однако, что же представляют собой затраты на качество и как они возникают?
А.Фейгенбаум затраты на качество подразделял на следующие группы:
Профилактические, в том числе планирование качества, т.е. затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь.
Затраты на проверки, в том числе на инспекцию, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества.
Внутренние потери, в том числе затраты на полный брак и переделки, т.е. затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан.
Внешние потери, в том числе затраты на обслуживание претензий, и гарантий и т.д., когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как продукт был продан.
Сумма всех этих затрат будет равна общим затратам на качество.
Структура формирования затрат на качество продукции и их виды представлены на рис. 9.2.
Однако следует учитывать, что распределение затрат на эти группы очень условно. И в разных организациях могут использоваться свои методики подсчета. Но это не существенно, поскольку классификация и анализ затрат на качество - внутренняя деятельность каждого предприятия. Достаточно, что бы было полное согласование внутри предприятия по выбранным видам и категориям затрат. Категории затрат должны быть постоянными не дублировать друг друга.
Оценка эффективности системы качества с точки зрения экономических последствий осуществляется на этапе планирования качества продукции.
В соответствии с требованиями ISO 9004:1994 затраты на качество подразделяются на производственные и непроизводственные.
Производственные затраты на качество - затраты предприятия с целью достижения и обеспечения требуемого уровня качества. Они включают:
Затраты на предупредительные действия (на соответствие).
Рис. 9.2. Структура затрат на качество
Затраты на устранение дефектов (на несоответствие).
Затраты производителя на предупредительные действия, в свою очередь, подразделяются на:
затраты на мероприятия, предупреждающие появление несоответствий и дефектов;
затраты на обнаружение несоответствий и дефектности, возникающих в процессе проектирования и производства продукции, с целью их устранения до момента ее реализации потребителю (расходы на инспекцию).
Затраты на мероприятия, предупреждающие появление несоответствий и дефектов, включают в себя следующие виды затрат:
. Управление качеством:
затраты на разработку, внедрение и поддержание системы качества, так как функционирование системы качества способствует снижению риска потребителя получить продукцию, не соответствующие его требованиям;
затраты на планирование системы качества;
затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, процесса, продукта.
. Управление процессом:
затраты на установление средств управления процессом;
затраты на изучение возможностей процесса;
затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении и поддержании процедур и планов по качеству.
. Планирование качества другими подразделениями:
) затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся руководителю подразделения по качеству.
. Контрольное и измерительное оборудование:
затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов);
затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов);
затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции. (В данную категорию не включаются затраты, связанные со стоимостью изготовления или амортизации этого оборудования).
. Обеспечение качества поставок:
затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки;
затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов;
затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.
. Аудит системы качества:
затраты на внутренний аудит качества;
затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом.
. Программа улучшения качества:
затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.
. Обучение вопросам качества:
затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.