Затраты на качество и их классификация
расходы на выяснение причин неисправности и т.д.
. Отзыв и модернизация продукции:
затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления.
. Рекламации:
затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции;
затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя;
затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.
Непроизводственные затраты на обеспечение качества.
Затратами на обеспечение качества вне производства являются расходы, связанные с подтверждением качества продукции и предъявлением потребителю объективных доказательств этого качества. Они включают конкретные и дополнительные средства по обеспечению качества, мероприятия, процедуры, данные, демонстрационные испытания и отдельные и дополнительные оценки, проводимые признанными и независимыми испытательными органами.
Ниже в табл. 9.1 приведен относительный удельный вес отдельных расходов на качество в среднем по предприятиям.
Затраты на качество на многих американских и европейских компаниях достигают 10 % от сумм общего объема продаж. Внедрение эффективной системы управления качеством, работающей по принципу предупреждения, а не обнаружения дефектов, позволяет снизить уровень затрат на качество до 2, 5 %.
Чем выше уровень капиталовложений в управление качеством (и чем выше в них доля затрат на предупреждающие действия), тем меньше убытков от брака. И соответственно, наоборот, с уменьшением вложений в управление качеством убытки от брака увеличиваются.
Таблица 9.1. Относительный удельный вес отдельных расходовна качество
№ п/п |
Виды расходов на качество |
Удельный вес от общих расходов на качество (%) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Расходы на предупредительные мероприятия |
0,5 - 5 |
2 |
Затраты на обнаружение дефектов (инспекция) |
10 - 50 |
3 |
Затраты на устранение дефектов до передачи продукции потребителям (внутренний брак) |
25 - 40 |
4 |
Затраты на исправление дефектов после приобретения продукции потребителями (внешний брак) |
25 - 40 |
Специалистами шведской ассоциации по качеству Сэндхольма был сделан анализ суммарных затрат на качество до и после построения системы менеджмента качества [7]. Исследования проводились среди предприятий разной отраслевой направленности и объемов производства. Ниже в табл. 9.2 приведены результаты этой работы.
Таблица 9.2. Уровень затрат на качество до и после построения системы менеджмента качества
№ п/п |
Виды расходов на качество |
Удельный вес от общих расходов на качество (%) | |
Традиционное управление |
Управление в соответствии с ISO 9000 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Расходы на предупреждение дефектов |
1 |
7 |
2 |
Затраты на обнаружение дефектов (инспекция) |
34 |
28 |
3 |
Затраты на устранение дефектов до передачи продукции потребителям (внутренний брак) |
35 |
20 |
4 |
Затраты на исправление дефектов после приобретения продукции потребителями (внешний брак) |
30 |
20 |
Экономия по расходам на качество |
- |
25 | |
Всего расходов на качество |
100 |
100 |