Основные принципы, лежащие в основе TQM
Выгода, получаемая сотрудниками, положительно сказывается на удовлетворении их потребности, на их мотивацию и квалификацию. В результате проявляется инициатива работников в решении производственных проблем, активизируется творческий потенциал и производительность исполнения, повышая тем самым их вклад в успех всей компании.базируется на предположении, что компания может быть успешной, если во всей ее управленческой деятельности учитываются требования общества, которые могут заключаться в выполнении ею своих обязательств на основе: законов; инструкций (положений); распоряжений (постановлений); кодексов; уставов; защиты окружающей среды, охраны здоровья, безопасности и т.д.
Выгода для общества способствует общественной репутации компании. Одновременно она снижает финансовые риски, которые возникают по причине нарушения законодательных положений и нанесения ущерба.
Какое влияние может оказать общественная репутация на решения руководителей, показал впечатляющий пример нефтедобывающей платформы «Grand-Spar», затопление которой администрация управляющей компании была вынуждена предотвратить из-за угрозы потери имиджа.
. Вовлечение всего персонала в работу по постоянному улучшению качества. Успех стратегии управления качеством опирается не только на личную заинтересованность и участие высшего руководства предприятия, но и от полноты и охвата всего персонала компании.
Одной из ключевых особенностей системы TQM стало использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения поставленных вопросов, постоянное участие в улучшении качества всего персонала фирмы, в том числе и в такой организационной формы, как кружки качества или группы по усовершенствованию деятельности подразделений.
Для наиболее эффективного участия каждого работника компании необходимо выполнение следующих условий TQM:
обучение всего персонала системе TQM;
обучение всех работников принципам постоянного улучшения качества;
наделение каждого из работающих на конкретной операции или участке работы ответственностью и правами, соответствующими данной работе;
определение степени реальной заинтересованности персонала в результатах своего труда;
обязательное поощрение каждого улучшения результатов работы.
.Разработка и сертификация систем качества, соответствующих требованиям Международных стандартов ISO серии 9000. Многие принципы, провозглашенные в системе TQM, заложены в стандарты ISO 9000 версии 2000 г. Поэтому неотъемлемое их применение, строгое соблюдение установленных в них требований - стало залогом успешного функционирования TQM.
Основная цель, поставленная перед установлением системы качества ISO 9000:2000, заключалась в обеспечении качества продукции, в соответствии с требованиями потребителя и предоставлении доказательств в способности выполнить эти требования. Подтверждения соответствия систем качества стандартам ISO 9000 достигается через сертификацию систем качества.
Однако следует учитывать, что проведение сертификации свидетельствует лишь о соответствии минимальным требованиям, на основании которых потребитель оценивает возможность заключения с организацией партнерских отношений. Поэтому для достижения долгосрочного и постоянного успеха одной сертификации системы качества недостаточно, необходимо и дальше разрабатывать и развивать эту систему, основываясь на методах и принципах TQM.
Особенность Всеобщего управления качеством заключается в том, что на первый план в работе, предприятия ставится качество. Вся последующая деятельность предприятия, его структура, управление и планирование устанавливаются, исходя из необходимости обеспечения требуемого уровня качества продукции.
В большей степени подходы TQM изложены в стандарте ISO 9004:2000, являющемся методическим пособием по применению системы качества.
Международный стандарт ISO 9001:2000 содержит минимум требований для удовлетворения запросов потребителей. Несмотря на то, что в основу новой версии ISO 9001:2000 положены принципы TQM, между стандартами ISO серии 9000:2000 и концепцией TQM существует ряд различий.
Международные стандарты ISO 9000:2000:
нет необходимости фокуса на определенного потребителя;
не интегрировано в корпоративную стратегию;
фокус на технические системы и процедуры;
вовлеченность всех сотрудников не обязательна;
не фокусирует на непрерывном улучшении;
ответственность за качество должна быть определена и документально оформлена, но часто ответственность за качество возлагается на соответствующие подразделения, например, отдел качества;