Основные принципы, лежащие в основе TQM
возможность фокуса на подразделения;
стандарт в основном статичен.
Концепция TQM:
фокус на определенного потребителя;
интегрированная стратегия компании;
фокус на философию, концепции, инструменты и методологию;
подчеркивает необходимость вовлечения всех сотрудников;
непрерывное улучшение и TQM являются синонимами, в результате чего TQM представляется непрерывным и не оканчивающимся путешествием в качество;
каждый сотрудник ответственен за качество;
организация всех подразделений, функций и уровней;
подразумевает изменение процесса и культуры.
Основное же отличие TQM от международных стандартов ISO серии 9000:2000 состоит в том, что TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирован на повышение качества изделий, когда уже какой-то определенный уровень достигнут. В то же время внедрение стандартов ISO серии 9000:2000 в большей степени направлено на снижение вероятности сделать что-либо неправильно.
. Постоянное улучшение качества. Постоянное непрерывное улучшение качества всех процессов является одним из главных элементов системы TQM. До сих пор стоимость брака в общем объеме производства продукции колеблется от 5 до 10%. В Украине этот показатель еще выше. На необходимость непрерывного улучшения качества в начале 50-х годов XX столетия указывал Дж. Джуран. Разработанная им концепция управления качеством (трилогия Джурана) включает три фазы (рис. 10.4):
. Планирование качества, которое осуществляется на стадии планирования процессов в соответствии с установленными требованиями.
. Контроль качества, который используется для своевременного проведения корректирующих действий.
.Улучшение качества, способствующее определению оптимальных путей совершенствования процессов.
Процесс планирования должен предусматривать идентификацию процесса при разработке системы контроля и указывать конкретных лиц, ответственных за процесс.
Рис. 10.4. Структура трилогии Джурана
При процессе контроля качества происходит:
) отслеживание параметров качества продукции;
) контроль за стабильностью результатов процесса;
) самоконтроль ответственных за процесс лиц.
Процесс улучшения качества тесно связан с необходимостью постоянного снижения доли брака, и уменьшения за счет этого стоимости продукции. Например, в Японии 30 лет назад планировался один бракованный транзистор на 1000 штук. В настоящее время один бракованный транзистор планируется на 1000000 штук.
Процесс непрерывного совершенствования качества может проходить в нескольких направлениях. В Японии были выделены два варианта:
а) KAIRYO - система, предусматривающая крупное кардинальное единовременное улучшение качества с использованием минимального количества персонала, технологий, но с привлечением больших инвестиций;
б) KAIZEN - система, предусматривающая большое количество мелких повсеместных улучшений с вовлечением максимального количества работников и их усилий, но с минимальными размерами инвестиций.
Затраты на устранение брака можно подразделить на две группы. Дж. Джуран выделял затраты на исправления хронического брака. Более эффективным способом считается воздействие на хронический брак посредством применения системы KAISEN (рис. 10.5).
В развитых странах Запада измеряемая стоимость брака колебалась во второй половине прошлого столетия в пределах 5-10 % (а иногда и 20% на отдельных предприятиях). На практике уровень выпуска бракованной продукции планируется заранее. И к нему привыкают. И только резкие скачки брака заставляют обращать на него внимание и прилагать усилия по снижению. Дж.Джуран доказал, что экономически выгоднее заниматься постоянным улучшением качества (по системе KAIZEN). Это позволит не только не допускать резких увеличений брака, но и постоянно снижать его уровень.
. Постоянное совершенствование процессов. В соответствии с ISO 9000:2000 процесс определен как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы». Отсюда постоянное совершенствование процессов представляет собой оптимальную систему достижения главной цели - создания продукции, наиболее полно удовлетворяющей требованиям потребителя с минимальной стоимостью, как для потребителя, так и для изготовителя.
В соответствии с идеологией TQM процесс рассматривается как любая организованная деятельность, спланированная генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечить при этом необходимый вход процесса. Причем под входом понимается то, что является начальной стадией для любого процесса (например, ресурсы), а под выходом - его результат.