Опыт внедрения системы TQM в различных сферах деятельности
Внедрение TQM в сфере бизнеса.
Целью TQM является достижение долгосрочных изменений на предприятии. Однако определить эффективность от ее внедрения достаточно трудно. В то же время имеется целый ряд данных, доказывающих, что TQM оказывает решающее влияние на эффективность производства.
Ниже приведены доказательства того, что эффективность производства в японских компаниях, внедривших TQM, оказалась значительно выше, чем в тех, в которых использовались традиционные формы управления. В Японии система TQM стала известна и получила развитие как система TQC (Total Quality Control).
В табл. 10.1 представлено сравнение значений важнейших показателей компаний, использующих традиционные принципы с компаниями, внедрившими принципы TQM (TQC) и ставшими обладателями японских премий им. Э.Деминга [10].
Таблица 10.1. Сравнение значений показателей японских компаний
Специфические показатели |
Компании, на которых модели TQC не использовались |
Компании, на которых модели TQC функционировали более 5 лет |
1 |
2 |
3 |
Доля брака |
от 1 до 2 % |
< 0,00034 % |
Доля удовлетворенных потребителей |
от 70 до 80 % |
> 99,9 % |
Затраты на устранение брака как доля оборота |
от 20 до 50 % |
от 3 до 5 % |
Доля сотрудников, вносящих предложения по улучшению |
от 5 до 10 % |
от 95 до 100 % |
Количество предложений на одного сотрудника в год |
от 0,5 до 1 |
от 30 до 100 |
Доля реализованных предложений |
от 15 до 25 % |
от 85 до 95 % |
Доля времени, выделяемая на обучение, тренинги и улучшение процессов |
от 0 до 1 % |
> 10 % |
Заболеваемость сотрудников |
от 3 до 7 % |
От 1 до 2 % |
Текучесть кадров |
от 5 до 40 % |
> 2 % |
Практика показывает, что квалифицированное использование методологии TQM обеспечивает:
. Увеличение степени удовлетворенности клиентов продуктами и услугами. В условиях TQM обязательным является удовлетворение всех клиентов, а также дополнительные усилия по предупреждению их ожиданий.
. Улучшение имиджа и репутации фирмы.
. Повышение производительности труда. Оно наступает автоматически, как только работники становятся партнерами по внедрению TQM.
. Увеличение прибыли.
. Повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг.
. Обеспечение экономической устойчивости предприятия, а также рационального использования всех видов ресурсов.