Самооценка
В условия динамичного, быстро меняющего рынка (мира), успешная работа любой организации невозможна без постоянного совершенствования ее деятельности в области качества продукции и услуг. Однако само совершенствование опирается, прежде всего, на проведение периодического анализа эффективности работы и ее результатов. Такой постоянный анализ получил название самооценки, как способа сопоставления деятельности и результатов с моделью работы организации, являющейся образцом [15].
Иначе говоря, самооценка - это всесторонний, систематический и регулярный анализ деятельности организации и достигнутых результатов и их соответствия определенным критериям, проводимый по инициативе самой организации. Компания может разработать свою методологию и свои критерии самооценки.
В настоящее время самооценка может подразделяться на:
) самооценку, которая проводится при проведении национальных конкурсов по качеству (например, на соответствие Модели делового совершенства EFQM, критериям премий по качеству имени Э.Деминга в Японии и М.Бэлдриджа в США);
) самооценку, как инструмент анализа и контроля за состоянием «здоровья» организации, направленную на поиск областей для улучшения.
Модель делового совершенства - ключевая структура в помощь организациям для достижения высокой конкурентоспособности и стабильного успеха.
Модель является ключом в четырех направлениях:
Для определения и развития видения и целей организаций (в материальном измерении) и воплощения их в действия.
Для определения и понимания системного характера бизнеса организаций, его ключевых связей, причин и влияния его отношений с заинтересованными сторонами на ключевые результаты деятельности.
Как основа Европейской премии качества, процесса, который позволяет Европе признавать ее самые успешные организации, продвигать их как образцы совершенства для других и учиться у них.
Как диагностический инструмент самооценки текущего состояния здоровья организации. С помощью этого процесса организация значительно лучше способна сбалансировать свои приоритеты, распределить ресурсы и разработать реалистичные бизнес-планы.
Европейский фонд менеджмента качества (EFQR) считает, что процесс самооценки - катализатор для совершенствования бизнеса и продвигает его по всей Европе. Истинный показатель эффективности Модели EFQM - ее широко распространенное использование как системы управления организацией на основе ключевой дисциплины менеджмента - организационной самооценки.
Все больше и больше организации используют результаты от самооценки как часть своего процесса бизнес планирования, и применяют Модель EFQM как основу для операционного и проектного обзора. Процесс самооценки позволяет компании четко определить ее сильные стороны и области, в которых могут быть произведены улучшения, и достичь высоких результатов в организованных действиях по совершенствованию.
Введение процесса самооценки показало, что она предоставляет следующие выгоды:
) определяет прогресс организации в соответствии с Моделью EFQM и создает прочную основу для стратегического планирования; 2) позволяет глубоко изучить природу организации и на основе анализа выделить приоритеты будущей деятельности по улучшениям;
) способствует получению объективных оценок о сильных и слабых сторонах компании, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководства;