Практика присуждения наград за качество в мире
Этой наградой награждаются следующие категории предприятий в США: 1) производственные компании; 2) компании, работающие в сфере обслуживания; 3)малые фирмы с численностью менее 500 человек; 4) организации образования; 5)организации здравоохранения.
Среди компаний, претендующих на получение этой награды отбираются кандидаты по следующим семи критериям:
. Руководство.
. Информация и анализ.
. Стратегия планирования качества.
. Человеческие ресурсы.
. Уверенность в качестве товаров и услуг.
. Результаты качества.
. Фокус на потребителя и удовлетворение его потребностей.
При присуждении премии Бэлдриджа учитываются достижения фирм в удовлетворении потребностей заказчиков, успехов в ведении бизнеса, увеличении объемов продаж и прибыльности. Одними из первых ее получили такие компании как Motorola, Globe Metallurgical Inc., Xerox Bisiness Products and systems и другие.
Европейская награда за качество (EQA), была учреждена в
г. В ее основе лежит Модель делового совершенства (МДС). Основным инициатором выступил Европейский фонд управления качеством (EFQM), при поддержке Европейской организации качества (EOQ) и Европейской Комиссии. Европейская награда за качество присуждается тем компаниям, которые значительно превосходят другие фирмы на европейском рынке, вносят значительный вклад в удовлетворение запросов потребителей, служащих, а применяемая ими модель качества предусматривает постоянное улучшение системы.
Европейский фонд управления качеством разработал девять основных критериев, по которым оценивается деятельность предприятий (и максимальное количество баллов по ним).
Каждая компания, изъявившая желание участвовать в конкурсе, представляет соответствующую информацию о себе, своей деятельности и результатах. Группа экспертов (ученых университетов и опытных менеджеров западноевропейских компаний) тщательно анализирует предъявленные документы фирм-претендентов и оценивает их по приведенным ниже критериям. По каждому критерию анализируются следующие обстоятельства (рассмотрены критерии оценки в баллах для крупных компаний):
. Роль лидеров (100 баллов). Изучается, как поведение и действия администрации инициируют, поддерживают и содействуют культуре Всеобщего управления качеством. Этот критерий дает оценку того, как руководство компании выполняет следующие функции:
насколько наглядно демонстрирует свою преданность культуре Всеобщего управления качеством;
поддерживает ли внедрение усовершенствований в организации путем обеспечения соответствующими ресурсами и содействием;
сотрудничает ли с потребителями, поставщиками и другими внешними организациями;
использует ли в своей деятельности принципы Всеобщего управления качеством;
признает и оценивает ли усилия и достижения персонала.
. Стратегия и планирование (80 баллов). Определяется, как компания формулирует, разворачивает и пересматривает свою стратегию и воплощает ее в планы и действия. Критерий дает оценку того, как организация выполняет следующие функции:
формулирует стратегию и планы, опираясь на весомую и исчерпывающую информацию;
разрабатывает стратегию и планы;