Практика присуждения наград за качество в Украине
Национальный конкурс по качеству. В Украине национальная награда за качество основана в 1996 году. Она присуждается ежегодно по итогам национальных конкурсов по качеству, под эгидой Национального Совета по вопросам качества при Президенте Украины [1].
Для организации конкурса создана Центральная конкурсная комиссия (ЦКК) и Экспертно-методичный центр (ЭМЦ). В состав ЦКК входят уполномоченные представители центральных органов исполнительной власти, всеукраинских общественных организаций, средств массовой информации. Экспертно-методический центр исполняет практическую работу по оценке предприятий и организаций - участников конкурса.
Предприятия, подающие заявки на конкурс, подготавливают материалы, в которых описывают свою деятельность в соответствии с критериями Европейской модели делового совершенства. Эксперты ЭМЦ анализируют и оценивают представленные документы, и по результатам оценки ЦКК определяет лучшие предприятия - финалисты конкурса.
Эксперты ЭМЦ с целью проверки достоверности представленных материалов и оценки реального общего уровня совершенства предприятия выезжают на предприятия - финалисты. По результатам этих визитов ЦКК определяет лучших из финалистов в каждой номинации - победителей и лауреатов конкурса.
В Украине за основу при присуждении Национальной награды за качество принята Европейская модель делового совершенства (ЕМДС).
Этот конкурс проводится в двух номинациях: «Крупные предприятия» (более 250 человек) и «Малые и средние предприятия» (менее 250 человек).
Европейская модель делового совершенства - это необязательная схема, учитывающая возможность разных подходов для достижения удовлетворительного уровня совершенствования организации. В границах этого необязательного подхода существуют несколько основных концепций. Они будут изменяться по мере появления новых эффективных организаций и повышения уровня их совершенства. Основные концепции заключаются в следующем:
Концентрация внимания на потребителях. Именно потребитель является последним арбитром качества товара или услуги. В случае концентрации внимания на потребителях достигается глубокое понимание потребностей, а также того, как сами потребительские ценности нужно предлагать. Проводится оценка и анализ степени удовлетворения запросов потребителей, которая влияет на уровень их лояльности к организации.
Сотрудничество с поставщиками. Партнерские взаимоотношения с поставщиками основываются на доверии и на целесообразной интеграции. Они приносят пользу и выгодны как для клиента, так и для поставщика.
Работа с коллективом организации и его активность. Полный потенциал людей высвобождается через совместно использованный набор ценностей и создание культуры доверия и предоставления людям полномочий. Создается широкий фон для привлечения персонала к активности и информационного обмена, который поддерживается возможностями обучения и повышения квалификации.
Постоянное совершенствование и нововведение. Создается культура постоянного совершенствования. Постоянное обучение с основой для того, чтобы становиться лучшим. Появляются оригинальные мысли и нововведения, используется введение точек отсчета для поддержки нововведений и совершенствования.
Лидерство и соответствие целям. Лидеры развивают культуру организации. Они управляют ресурсами и направляют усилия организации в направление совершенствования. Политика и стратегия распространяются структурированным и систематическим способом по всей организации, охватывая все виды деловой активности. Поведение людей находится в соответствии с организационными ценностями, с ее политикой и стратегией.
Ответственность перед обществом. Организация и ее персонал принимают этичный подход и стараются быть лучшими, нежели этого требуют правила и законы.
Ориентация на результат. Постоянный успех находится в зависимости от баланса и удовлетворения основных участников процессу: потребителей, поставщиков, наемных работников, особ, который имеют финансовый интерес в данной организации, а также общества в целом.
При присуждении наград учитываются: постоянное совершенствование предприятия, участие каждого работающего в повышении эффективности производственного процесса, мотивация руководства, ориентация на долгосрочную перспективу, ответственность перед обществом, опора на достоверные данные, профилактика, обмен опытом и т.д.
Лучшие предприятия. За период с 1996 г. по 2004 г. в Украине было проведено 9 Украинских национальных конкурсов по качеству. Победителями и лауреатами стали 77 предприятий и организаций [2]. В число победителей конкурса вошли такие предприятия как АО «Львовская кондитерская фабрика «Свиточ», г.Львов; Государственный международный аэропорт «Борисполь», г.Борисполь, Киевской обл.; ОАО «Институт транспорта нефти», г.Киев; ОАО «Дорожно-строительное управление № 50», г.Бровары, Киевской обл.; ОАО «Волчанский агрегатный завод», г.Волчанск, Харьковской обл.; ОАО «Житомирский маслозавод», г.Житомир и др.