Практика присуждения наград за качество в Украине
Ноу-хау - совокупность не патентуемых характеристик производства и технологий управления.
О
Обеспечение качества - часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например- 1) деятельность или процесс; 2) продукция; 3) организация, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них.
Объективное свидетельство (доказательство) - данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо. Объективное свидетельство может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами.
Организационная структура - обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой организация выполняет свои функции. Сюда относятся также и распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.
Организация - группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Например: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.
Распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений обычно бывает упорядоченным.
Организация может быть государственной или частной.
Ответственность за качество продукции - общий термин, описывающий обязательства, возлагаемые на изготовителя или других лиц, по возмещению ущерба из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого вреда, вызванного продукцией.
Оценка качества - систематическая проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования.
П
Переделка - действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, с тем чтобы она соответствовала требованиям. В отличие от переделки ремонт может воздействовать на части несоответствующей продукции или изменять их.
Петля качества - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Планирование качества - часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качеств и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Например, разработка планов качества.
План качества - документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту. 1. Эти процедуры обычно включают те процедуры, которые имеют ссылки на процессы менеджмента качества и процессы производства продукции. 2. План качества часто содержит ссылки на разделы руководства по качеству или документированные процедуры. 3. План качества, как правило, является одним из результатов планирования качества.
Политика в области качества - общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. 1. Как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества. 2 Принципы менеджмента качества, изложенные в настоящем стандарте, могут служить основой для разработки политики в области качества.
Поставщик - организация или лицо, предоставляющие продукцию. Например - производитель, оптовик, предприятие розничной торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации. 1. Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации. 2. В контрактной ситуации поставщика иногда называют "подрядчиком".
Постоянное улучшение - повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.
Потери качества - потери, вызванные не реализацией потенциальных возможностей ресурсов в процессах и в ходе деятельности. Примерами потерь качества являются утрата удовлетворенности потребителя, потеря возможности дополнительно увеличить стоимость потребителю, организации или обществу, а также расточительное использование ресурсов и материалов.
Потребитель - организация или лицо, получающие продукцию. Например- клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный торговец, бенефициар и покупатель. Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.
Предупредительные затраты - затраты по обеспечению (TQM), направляемы на изначальное удовлетворение требований по производству продукции безе дефектов. К ним можно отнести- затраты на обеспечение качества проекта изделия, обучение, программы качества и др.