Критерии и методы деловой оценки персонала органов муниципального самоуправления на примере муниципального образования г. Екатеринбург
Система демократического управления в обществе и государстве характеризуется уровнем развития местного самоуправления, которое представляет собой основополагающий принцип осуществления народовластия в стране и основу формирования гражданского общества. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством и является одной из его ключевых характеристик; местное самоуправление представляет собой самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Наряду с этим местное самоуправление является инструментом эффективного управления, экономического и социального развития, мощным фактором стабилизации конфликтных ситуаций, особенно межнациональных. Мировой опыт показывает, что институт местного самоуправления обладает значительным интеграционным потенциалом.
Органы местного самоуправления должны создать социальные и финансово-экономические условия для реализации вопросов местного значения, решая при этом противоречивые задачи: с одной стороны, необходимо заложить прочные основы гражданского общества через привлечение населения к решению местных проблем, с другой - обеспечить государственную составляющую в этом процессе. Решение вопросов местного значения возможно при достаточности ресурсного обеспечения деятельности местного самоуправления, и эффективной деятельности кадров муниципальных служащих.
Проведение конституционной и муниципальной реформ, постоянное обновление правовой базы местного самоуправления тесно связано с развитием системы непрерывного обучения, повышения профессиональной квалификации должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, других работников органов местного самоуправления, муниципальных органов, муниципальных предприятий и учреждений.
Успех проводимых в Российской Федерации реформ, в том числе муниципальной реформы в значительной степени зависит от кадровой политики в этой сфере.
Обеспечение структуры любого уровня высококвалифицированным персоналом невозможно без измерения и оценки его характеристик. В качестве показателя качества кадровых ресурсов в целом применяются такие критерии, как текучесть кадров, уровень образования, средний возраст работников, число научно-технических достижений, побед во внешних конкурсах. Косвенно правильность подбора кадров можно оценивать через экономические показатели, такие как эффективность производства, размер прибыли, конкурентоспособность и другие.
Вместе с тем, реалии нынешнего времени зачастую требуют не общую, а индивидуальную оценку каждого работника, как совокупности его личностных и профессиональных характеристик. Руководитель, имея такие индивидуальные "портреты", получает возможность для их сравнения, анализа и последующего принятия решений по приему, позиционированию, продвижению, обучению и развитию персонала.
Оценка деловых качеств персонала - это целенаправленный процесс определения соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места.
Как показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития.
Оценка персонала - это процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений, способствующих достижению наилучших результатов при наименьших затратах.
Аттестация является одним из звеньев оценки персонала. Она имеет своей целью оценку соответствия каждого конкретного работника определенному стандарту выполнения данной работы на данном рабочем месте. В отличии от оценки персонала, когда сравниваются сотрудники между собой, при аттестации происходит сопоставление "сотрудник - стандарт работы" и сравнивать можно только то, насколько один сотрудник больше или меньше соответствует стандарту работы, чем другой.
В западном менеджменте не существует разделения понятий оценки и аттестации персонала. Историю возникновения систем оценки персонала можно отнести к началу ХХ века, когда они появились в компаниях США. В 60-х годах стали использовать схемы оценки в разрезе стратегических задач бизнеса, которые легли в основу современных методик. Но, несмотря на столь длительную историю развития, до сих пор не существует единого мнения ни в специальной литературе, ни среди практиков по поводу определения оценки или аттестации. Какое бы название ни было выбрано, важно определить цель и содержание данной деятельности. Безусловно, постановка целей аттестации персонала находится в полном соответствии с целями и задачами организации, ее стратегией.
Совершенствование системы управления, муниципальной службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности. Именно органы власти и управления, персонал государственной и муниципальной службы могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью исследования процесса аттестации как комплексного метода оценки эффективности и качества труда муниципальных служащих. До сих пор ставится вопрос о том, своевременна ли постановка вопроса об эффективности работы муниципальных служб в целом и, тем более, о результативности отдельных работников. Нет четко разработанных оснований для определения эффективности деятельности муниципальных служащих, не разработаны критерии, по которым можно измерить эффективность.
Объект исследования - деловая оценка персонала органов муниципального самоуправления.
Предмет исследования - критерии и методы деловой оценки муниципальных служащих Администрации Муниципального Образования «город Екатеринбург».
Цель исследования - проанализировать критерии и методы деловой оценки персонала органов муниципального самоуправления (на примере муниципального образования г. Екатеринбург) и разработать предложения по совершенствованию критериев и методов деловой оценки муниципальных служащих. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ü Рассмотреть сущность деловой оценки персонала органов муниципального самоуправления
ü Определить роль, значение, цели и задачи деловой оценки персонала органов муниципального самоуправления.
ü Изучить основы оценочной работы персонала.
ü Рассмотреть критерии деловой оценки персонала
ü Рассмотреть методы деловой оценки персонала
ü Определить особенности деловой оценки персонала органов муниципального самоуправления.
ü Проанализировать организационно-кадровую характеристику Администрации муниципального образования г. Екатеринбург.
ü Проанализировать работу администрации муниципального образования г. Екатеринбург по осуществлению деловой оценки деятельности муниципальных служащих.
ü Разработать предложения по совершенствованию работы администрации муниципального образования г. Екатеринбург по осуществлению деловой оценки муниципальных служащих.
Методы исследования - в качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения, системный и исторический методы. Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть критерии и методы деловой оценки персонала органов муниципального самоуправления в рамках цели и задач исследования.
Деловая оценка персонала
- Сущность деловой оценки персонала органов муниципального самоуправления - роль, значение, цели и задачи
- Основы оценочной работы персонала
- Критерии и методы деловой оценки персонала
- Особенности деловой оценки персонала органов муниципального самоуправления
- Администрация муниципального образования г. Екатеринбург: организационно-кадровая характеристика
- Работа администрации муниципального образования г. Екатеринбург по осуществлению деловой оценки деятельности муниципальных служащих