Выделение и описание бизнес-процессов системы менеджмента качества в ООО КБ Пожарной Автоматики
Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Актуальными становятся вопросы, что позволяет экономическим системам выживать и эффективно развиваться в сложных условиях ведения современного бизнеса. Под экономической системой в рамках данной работы понимается такая организационная форма деятельности хозяйствующего субъекта, при которой структура субъекта предполагает наличие множества объектов. Эти объекты взаимодействуют между собой в процессе деятельности и обмениваются большими объемами информации, которая оказывает существенное влияние на принятие эффективных и рациональных решений в области управления финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Экономическая система включает в себя такие объекты, как отделы, службы, подразделения, службы и департаменты.
Для руководителей предприятия система качества - это их уверенность в том, что задачи, которые они ставят перед коллективом, будут выполнены. Основой успеха предприятия в условиях рыночной экономики является высокий уровень организации производства, стержнем которого служит четкое сознание и реализация каждым работником своей ответственности и своей роли в достижении предприятием конечных результатов.
А это означает, что вопрос разработки бизнес-процессов системы качества предприятия является особо актуальным на сегодняшний день.
Системе менеджмента качества соответствует концепция всеобщего управления качеством, т.к. эта система интегрирует организационные и функциональные структуры руководства качеством с тем, чтобы управлять бизнес-процессами на каждом организационном уровне. При создании системы определяются ответственности и полномочия по вопросам качества для удовлетворения всех заинтересованных сторон: потребителей, служащих, собственников предприятия, общества в целом.
На российском рынке используется ряд инструментальных средств для моделирования, анализа и оценки бизнес-процессов, охватывающий все этапы создания систем качества. Наиболее приемлемым способом описания процессов является их графическое представление.
К таким комплексным средствам относится методология функционального моделирования IDEF0, предназначенная для проектирования и управления предприятием, моделирования, документирования, анализа и оценки бизнес-процессов, разработки, внедрения информационной системы.
Степень разработанности проблемы.
Вопросам управления качеством и разработки бизнес-процессов посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Научный интерес к проблеме качества заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.
Методология IDEF0 основана на подходе, разработанном Дугласом Т. Россом в начале 70-х годов и получившем название SADT (метод структурного анализа и проектирования).
Значительный вклад в развитие представлений о процессном подходе и использовании методологии IDEF0 в моделировании бизнес-процессов в рамках системы качества внесли В.В. Репин, В.А. Елиферов, А.Г. Курьян, П.С. Серенков.
Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью «Конструкторское бюро Пожарной Автоматики», взаимодействие внутри общества, взаимодействие общества с другими хозяйствующими субъектами.
Предметом исследования являются внутренние взаимодействия на предприятии.
Целью данной работы является выделение и описание бизнес-процессов системы менеджмента качества на предприятии ООО «КБ Пожарной Автоматики».
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
рассмотреть теоретические и методологические основы управления качеством и разработки бизнес-процессов предприятия;
провести анализ системы управления качеством на предприятии и разработать бизнес-процессы СМК по методологии IDEF0;
овладение методикой описания и моделирования бизнес-процессов в нотациях стандартов IDEF0
разработать мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия.
Теоретико-методологической основой исследования стали разработки, концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе. В рамках системного подхода в данной работе использовались методы сравнительного, субъектно-объектного, функционально-структурного анализа, а также теоретического моделирования.
Эмпирической базой исследования являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также данные конкретного предприятия.
Научная новизна.
В ходе данной работы:
уточнена сущность системы качества предприятия, объектом управления которой выступает весь персонал предприятия, эффективность функционирования которой зависит от степени заинтересованности должностных лиц в повышении качества; степени преобразования организационной структуры под всеобщее управление качеством;
систематизированы подсистемы управления предприятием, включающие целевую, функциональную и организационную подсистемы и подсистему взаимодействия с внешней средой, и определено их взаимодействие с подсистемой менеджмента качества;
Предполагаемая практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что его рекомендации носят целенаправленный характер в условиях рыночной экономики и позволяют повысить эффективность управления предприятием.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами, которые решались в процессе проведения исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Особенности применения процессного подхода
- Концепция процессного подхода
- Ресурсная база и декомпозиция процесса
- Понимание процессного подхода
- Принципы моделирования бизнес-процессов по стандарту IDEF0
- Оценка показателей бизнес-процессов
- Эффективность процессного подхода
- Уровни описания процессов
- Поэтапная реализация процессного подхода
- Организационная структура предприятия
- Описание бизнес-процессов на предприятии ООО «КБ Пожарной Автоматики»
- Анализ процессов предприятия