Система управления организацией и ее основные элементы

Организационная структура - это совокупность всех структурных подразделений, управляющая и управляемая система.

Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Наибольшее распространение получила модель руководства организацией, основанная на функциях управления, предложенных классической административной школой управления.

Впервые функции предприятия достаточно подробно были определены и описаны в начале ХХ века Анри Файолем, которого сегодня считают классиком менеджмента. Современные специалисты по организации управления предприятиями основываются, как правило, на этом описании, иногда критикуя, иногда дополняя его.

А. Файоль (1841-1925) различает шесть функций компании: техническая функция (производство), коммерческая функция (закупка и продажа), функции учета (учет), финансовая функция (финансирование), функция обеспечения безопасности (сохранность материальных благ и персонала) и, наконец, административная функция. Именно административной функции А. Файоль посвятил все свое внимание, определив её роль следующим образом:

· предвидеть,

· организовывать,

· руководить,

· координировать,

· контролировать.

Специалистами по организации управления предлагаются и другие классификации функций. Несмотря на некоторые различия, все они схожи в основных чертах. Управленческий процесс рассматривается в составе четырёх базовых составляющих. Их содержание раскрывается следующим образом:

· планирование - вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и её составных частей;

· организовывание - формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем необходимым для её нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, рабочими местами и пр.;

· мотивация - деятельность по мотивации персонала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов;

· контроль - сравнение результатов с целями, корректировка отклонений, а также количественная и качественная оценка и учёт результатов работы организации.

Реализация функций управления осуществляется с учётом принципов управления, которыми руководствуются управляющие органы. Эти принципы отражают действие объективных законов и практику управления, а также определяют требования к конкретной системе, структуре и организации управления. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Подробнее принципы организации управления будут раскрыты в подразделе 1.2.

Исходным же моментом процесса управления является постановка целей. Цель - фундаментальное понятие теории управления и представляет собой предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности.

Можно сформулировать общие цели очень простым и коротким способом - покрыть затраты, избежать потерь и получить достаточное количество прибыли, но любая организация имеет разнообразные потребности и цели. Эффективное управление всегда включает уравновешивание различных целей, расстановку приоритетов по множеству целей, которые имеет организация.

Цели организации реализуются через стратегию и тактику и исходят из миссии организации.

Миссия выражает философию и смысл существования организации, то есть даёт представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.

Тактика - система мер по реализации стратегии в определённые промежутки времени хозяйственной деятельности организации, назначением которой является оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды её деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com