Система управления организацией и ее основные элементы
Организационная структура - это совокупность всех структурных подразделений, управляющая и управляемая система.
Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Наибольшее распространение получила модель руководства организацией, основанная на функциях управления, предложенных классической административной школой управления.
Впервые функции предприятия достаточно подробно были определены и описаны в начале ХХ века Анри Файолем, которого сегодня считают классиком менеджмента. Современные специалисты по организации управления предприятиями основываются, как правило, на этом описании, иногда критикуя, иногда дополняя его.
А. Файоль (1841-1925) различает шесть функций компании: техническая функция (производство), коммерческая функция (закупка и продажа), функции учета (учет), финансовая функция (финансирование), функция обеспечения безопасности (сохранность материальных благ и персонала) и, наконец, административная функция. Именно административной функции А. Файоль посвятил все свое внимание, определив её роль следующим образом:
· предвидеть,
· организовывать,
· руководить,
· координировать,
· контролировать.
Специалистами по организации управления предлагаются и другие классификации функций. Несмотря на некоторые различия, все они схожи в основных чертах. Управленческий процесс рассматривается в составе четырёх базовых составляющих. Их содержание раскрывается следующим образом:
· планирование - вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и её составных частей;
· организовывание - формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем необходимым для её нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, рабочими местами и пр.;
· мотивация - деятельность по мотивации персонала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов;
· контроль - сравнение результатов с целями, корректировка отклонений, а также количественная и качественная оценка и учёт результатов работы организации.
Реализация функций управления осуществляется с учётом принципов управления, которыми руководствуются управляющие органы. Эти принципы отражают действие объективных законов и практику управления, а также определяют требования к конкретной системе, структуре и организации управления. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Подробнее принципы организации управления будут раскрыты в подразделе 1.2.
Исходным же моментом процесса управления является постановка целей. Цель - фундаментальное понятие теории управления и представляет собой предвосхищение результатов какого-либо рода деятельности.
Можно сформулировать общие цели очень простым и коротким способом - покрыть затраты, избежать потерь и получить достаточное количество прибыли, но любая организация имеет разнообразные потребности и цели. Эффективное управление всегда включает уравновешивание различных целей, расстановку приоритетов по множеству целей, которые имеет организация.
Цели организации реализуются через стратегию и тактику и исходят из миссии организации.
Миссия выражает философию и смысл существования организации, то есть даёт представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.
Тактика - система мер по реализации стратегии в определённые промежутки времени хозяйственной деятельности организации, назначением которой является оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды её деятельности.